|
|
Сайт иконописца Вершинина Сергея | ||
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я <<< Вернуться к предисловию книги АГИОГРАФИЯ (греч. 'Аγιος' — святой, 'γράφω' — пишу), ж. Обширный раздел христианской литературы, различные жанры которой составляют одну из основ иконописи. По жанрам разделяется на жития святых, мартирологи (мучения), хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах. В свою очередь, жанры подразделяются, напр., жития—на прологи, синаксарии, минеи, патерики. Жития святых могут иметь форму месяцеслова, святцев и называться, в частности, Минеи (Минеи Четьи). АГНEЦ БОЖИЙ (греч. 'Aγvώς' — агнец, слав. — ягненок; чистое, кроткое существо), м. Символическое имя, данное Иисусу Христу в Священном Писании. В пророчестве Исайи предсказана великая искупительная миссия Христа: «...как овца, ведомая на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст своих» (Ис. 53, 7). Евангелисты ссылаются на это пророчество, повествуя о том, как Иисус молчал перед синедрионом (Мф. 26,63), не отвечая Пилату (Ин. 19, 9). Иоанн Креститель также называет Иисуса «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира» (Ин. 1, 29; Евр. 9, 28). В иконописи А. Б. изображается младенцем Христом, обрамленным крестчатым нимбом и возлежащим в чаше, потире, которую держит в руках Иоанн Предтеча. (В настенной живописи это изображение часто помещают в жертвеннике, над жертвенным столом, на котором для совершения литургии подготавливают просфоры и вино. Эта первая часть литургии называется проскомидия. Во время совершения ее из первой просфоры вырезают четырехугольную частицу, которая в конце евхаристического канона пресуществляется в Тело Христово и называется АГНЕЦ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ.) АГРАФ (франц. agrafe — пряжка), м. См. фибула. АД (греч. 'Αδης' — преисподняя: Быт. 37, 35; Числ. 16, 30, 33; Псал. 15, 10 и др.), м. В христианском учении — место господства тьмы, где души грешников отчуждены от лицезрения Бога и подвержены мучениям до Страшного Суда. В Евангелии наряду со словом «А.» употребляется слвсч. «Геенна огненная» (в тех случаях, когда требуется наглядно представить адские мучения). «Г. О.» есть воспроизведение евр. названия — долина Гинном, или Енном, в которой иудеи сжигали своих детей в честь идола Молоха. В иконописи А. обязательно изображается в сюжете Воскресения с сошествием во ад: это черная бездна с Вельзевулом и бесами или без них. Над бездной изображаются распавшиеся врата А., на обломках которых стоит Христос. Изображение А. обязательно в сюжете Страшный суд. АДОРАЦИИ ЖЕСТ (лат. adoration — поклонение, моление). А. ж. в восточных религиях с древних времен означал молитвенное обращение к Богу. В христианской иконографии А. ж. Богоматери Оранты, мучеников и преподобных, фронтально раскрытая ладонь с прямо поставленными четырьмя сомкнутыми перстами (кроме большого). У Оранты — обе ладони, поднятые до уровня плеч, у мучеников и преподобных — обе ладони, раскрытые на уровне груди, или одна ладонь (левой руки) на уровне груди, в правой руке крест. АКАФИСТ (греч. 'Аκάφιστος' — неседальный, т.е. исполняемый стоя, гимн), м. Хвалебное песнопение, решаемое в иконописи изобразительными средствами. Само песнопение состоит из кондаков и икосов, причем в кондаке раскрывается ка-кой-л. момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, икос же в первой своей части дает пространное развитие темы кондака, далее следуют похвальные воззвания, начинающиеся с возгласа «радуйся». Обычно «акафистные» иконы состоят из средника с изображением Богоматери {Богоматерь с Младенцем, Благовещение и т. п.), обрамленного клеймами (более 20). В клеймах, по порядку текста А., иллюстрируются кондаки и икосы. Изредка А. изображается одной сложной композицией. Тогда в центре ее помещают Богоматерь. Над ней изображаются дуги небесных сводов, в которых располагаются ангелы и Вифлеемская звезда. Ниже, по обеим сторонам от Богоматери, изображаются волхвы на конях, пастухи. Внизу, в центре, пророки с развернутыми свитками пророчеств. По одну сторону от них представлено низвержение сатаны в ад, по другую — пастухи, слушающие пение ангелов. В иконах с клеймами сюжеты кондаков и икосов изображаются по порядку их следования. Иногда они иллюстрируются последовательно, но могут быть опущены последние кондаки и икосы. Кроме этого, следить за их последовательностью затрудняет принятый художником порядок следования клейм, расположенный по левую и правую стороны от средника. Примером может служить их чередование на одной из икон XVI в. (ГТГ №12110): 1) кондак 1 «Взбранной воеводе...» (народ по сторонам иконы Богоматери); 2) икос 1 «Ангел предстатель...» {Благовещение у кладезя); 3) кондак 2 «Видяще Святая...» {Благовещение); 4) икос 2 «Разум недоразумевае-мый...» {Благовещение); 5) кондак 3 «Сила вышнего...» {Благовещение); 6) икос 3 «Имущи благоприятную Дева утробу...» (встреча Марии и Елизаветы); 7) кондак 4 «Бурю внутрь имея...» (Иосиф и Мария); 8) икос 4 «Слыша пастырие...» {Рождество Христово); 9) кондак 5 «Боготечную звезду узревше...» (путешествие волхвов); 10) икос 5 «Видеша отроци Халдейс-тии...» {поклонение волхвов); 11) кондак 6 «Проповедници богоноснии бывше волсви...» (возвращение волхвов); 12) икос 6 «Воссиявый во Египте...» (бегство в Египет); 13) икос 9 «Ветия многовещанные...» (Богоматерь на престоле между сидящими на тронах Давидом и Соломоном); 14) икос 7 «Новую показа тварь...» {Христос и ученики); 15) кондак 7 «Хотящу Симеону...» (Сретение); 16) икос 8 «Весь бе в нижних и в вышних...» (Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Предтечей); 17) кондак 8 «Странное рождество видевше...» (в центре вверху икона Богоматери; внизу, слева и справа, две группы преподобных); 18) икос 11 «Светоприемную свещу...» (Богоматерь в рост над адской бездной с восстающими мертвецами); 19) кондак 9 «Всякое естество ангельское удивися...» (Еммануил на престоле); 20) кондак 10 «Спасти хотя мир...» (крест, по сторонам которого слева воины, справа фарисеи); 21) икос 10 «Стена еси девам...» (Богоматерь в рост, с распростертыми дланями, по обе стороны девы в рост); 22) икос 12 «Поюще твое рождество...» (в центре вверху икона Знамение; внизу справа иподиакон и царица в нимбе, слева клир); 23) кондак 11 «Пение всякое побеждается...» (в центре юноша, несущий на древке икону Спаса оглавного; слева епископ и преподобные, справа князь и бояре); 24) кондак 12 «Благодать дати восхотев...» (в центре вверху, над градом, оплечная икона Одигитрии; перед стеной града три фигуры; ниже, в водах озера, опрокинувшиеся корабли). АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, лат. aqua — вода), ж. Краски (или живопись красками), связующее которых разжижается водой. Приготовляются из тонкорастертого порошка пигмента и водного раствора растительного клея с примесью меда, сахара и т. п. Используются в живописи по бумажной основе и в современной яичной темпере для приплеска (лессировки). АЛАВАСТР (греч. 'Aλάβαστρος'), м. Сосуд для миро из алебастра. Изображается в руках у жен-мироносиц, идущих к месту погребения Христа, а также у некоторых святых, например Параскевы Пятницы и др., в виде шаровидного сосуда с цилиндрической горловиной. АЛЛАПРИМА (итал. alia prima — за один прием), ср. Прием, используемый в масляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою. АЛТАРЬ (лат. alta ага — возвышенное место), м. Духовное средоточие храма, в православной церкви устраивается в восточной части церковного здания (апсиде). В центре А. престол, самое священное место в храме, место присутствия Славы Божией. На престоле Евангелие. Слева, в глубине апсиды, жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольная (выносная) икона, крест. В центре апсиды, внизу, в нише стены в старых храмах, пишется «Отечество». АЛЬСЕККО (итал. al secco — по сухому, по просохшему), ср. См. секко. АЛЬ ФРЕСКО, А ФРЕСКО (итал. a fresco, от fresco — свежий), ср. См. фреска. АЛЮМИНИЙ (лат. alumen — квасцы), м. См. твореное золото, серебро, алюминий. АМВОН (греч. 'Aμβον' — восхождение), м. Полукруглый выступ в середине солеи, против Царских Врат, обращенный внутрь храма, к западу и символизирующий те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль и т.п.), а также камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня (символ Воскресения Христа). Архиерейский А. — возвышение в центре храма, служит местом для облачения архиерея, а также для проведения богослужения во главе с архиереем (см. доп. Воздвижение Креста). (Рис. 7.) АНАВОЛИЙ (греч. 'Avαβόλι'), м. Белая крестильная рубашка типа хитона, которую надевают на взрослого человека при крещении. АНАЛАВ (греч. 'Avάλαβος' — воспринимать). Четырехугольный плат со шнурами, пришитыми по углам. Надевается на плечи монаха; украшен крестами. А. (вместо парамана) возлагается на монаха при пострижении в великую схиму. АНАЛОЙ, м., т.ж. АНАЛОГИЙ (греч. 'Avaόγι' (ov)). м. Возвышенный стол, на который возлагаются церковные книги при чтении, а также иконы небольшого размера по случаю праздника или в честь святых, почитаемых в данное время в соответствии с годовым календарем. АНАЛОЙНАЯ ИКОНА, ж. И. небольшого размера, хранящаяся на полке в алтарной части храма или ризницы, — такую И. возлагают на А. в дни празднования различных событий церковной истории или в дни поклонения отдельным святым. АНГЕЛ (греч. 'Аγγελος' — вестник, евр.— посланник), м. Бестелесный разумный благой добрый дух. Обычно изображают в виде юных человекоподобных существ с крыльями. Первообраз определен, вероятно, иконографией трех А., посетивших Авраама и Сарру.(Быт. 18, 1 — 15), этот сюжет вошел в христианскую иконографию под названием Троица Ветхозаветная. А. изображают во многих сюжетах, напр. Вознесении, Крещении, Успении и др. (Рис. 8, 9.) АНГЕЛ-ХРДНИТЕЛЬ. Ангел, приставляемый Богом к каждому человеку при крещении, помогающий ему в добрых делах, возносящий молитвы человека к Богу и отводящий душу в загробный мир. В иконографии представлен юным человекоподобным существом, облаченным в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты — крест и обнаженный меч. (Рис. 10). «АНГЕЛЬСКИЙ СОНМ (слав, сонм - собрание, множество), м. Собрание бесплотных сил; разделяется на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, начала, архангелы, ангелы. Все они составляют Собор сил бесплотных (день празднования 8 (21) ноября). АНТИМИНС (греч. 'Avντιμήνσι ον'),m. Вместопрестолие, предмет, заменяющий престол и сам являющийся престолом. Представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением на нем сцены положения во Гроб Иисуса Христа, орудий Его казни, четырех Евангелистов (на углах плата), а также с надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким епископом он освящен, и подписью епископа. В середину А., ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастикой мощи в мешочке. Без А. нельзя служить литургию. Находится А. на престоле в свернутом состоянии, т. е. завернутым в ткань (илитон, от греч. обертка, повязка), и развертывается только во время служения литургии. Изображения на А. исполнялись красками или вышивались цветными нитками, а с XIX в. печатаются на ткани. АПОКАЛИПСИС (греч. 'Аποκάλιψις' — откровение), м. Откровение, пророческая книга Нового Завета, написанная Иоанном Богословом на острове Патмосе в конце I в. с целью придать мужества гонимым христианам и рассеять их опасения в том, что касается будущности Христианства. Состоит из 22 глав, разделенных на четыре части. В части I Сын Божий является Иоанну, в руках Его судьбы Церквей в виде семи светильников; здесь же описываются различные периоды мировой истории. В части II Иоанн восхищен на небо, где, представ перед престолом Бога, видит семь Божественных тайн, последняя из которых — второе пришествие Сына Божия на землю. В части III рисуется борьба последователей Христа с приверженцами антихриста на небесах и на земле, принявшего вид зверя или дракона. В части IV рассказывается о том, как земля поклоняется дракону, слушает лжепророков, за что на нее изливается гнев Божий, от которого гибнут все, не признающие учения Христа. Иносказания и символика А. изображается в иконописи и настенной живописи. Наиболее часто в иконописи изображается трубящий архангел на огненном коне, извещающий о втором пришествии (на текст II части А.). АПОКРИФ (греч. 'Aπόκρνφος' — отреченная книга), м. Книга Священной истории, описывающая события, которые не вошли в Евангелия, и использующаяся в иконописи, особенно в Богородичных иконах. Многие А. со временем стали почитаться, например «Хождение Богородицы по мукам», «Первоевангелие Иакова (брата Господня)» и др. АПОСТОЛ (греч. 'Aπόστολος' — посол, посланник), м. В Евангелии и др. книгах Нового Завета посланник Божий. Кроме двенадцати А. и Павла, наиболее приближенных к Христу, называют еще семьдесят учеников, которые не были постоянными свидетелями и очевидцами деяний Сына Божиего и не во всей полноте наделены властью и силой первых двенадцати. Среди А. обычно особо выделяют четырех евангелистов— Матфея, Марка, Луку, Иоанна (авторов Евангелий) и первоапостолов Петра и Павла. Петр первым допустил к крещению «язычников», ранее не веровавших в Христа. Павел начал активно проповедовать учение Христа. Сохранились тексты посланий (обращений) Петра, их два, и Павла, их четырнадцать. В иконописи А. обычно изображают в гиматиях и хитонах — одеждах римлян первых веков нашей эры. «Апостолом» называют также книгу, содержащую Деяния святых А.; Соборные послания А. Иакова, Петра, Иоанна, Иуды; Послания А. Павла; Откровение А. Иоанна Богослова (Апокалипсис). «А.» был первой печатной книгой на Руси (в Москве), напечатанной в 1564 г. в типе рафии Ивана Федорова. АПСИДА, т.ж. АБСИДА (греч. 'Аψίδοω'), ж. Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ (помещение) в восточной части храма, где располагаются алтарь, жертвенник и диаконник (ризница). Своды и стены А., как правило, покрывают живописью, тематика которой соответствует назначению помещения. АРКА (лат. arc — дуга), ж. Криволинейное перекрытие между двумя опорами (столпами, колоннами, пилонами) и проем в стене для прохода, окна, ниши. В иконописи изогнутыми линиями изображаются различные виды А., напр.: 1) поднятая (циркульная); 2) пониженная (сжатая, лучковая); 3) стрельчатая; 4) двухлопастная; 5) трехлопастная килевая; 6) кокош-никовая и др. АРКАТУРА, АРКАДА (франц. arcade — дуга, аркада), ж., т.ж. «АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС, м. Рисунок из одинаковых по величине изогнутых линий арок, опирающихся на столпы, колонны и др. опоры, расположенные в одну линию. АРХАНГЕЛ (греч. 'Aρχάγγελος' — ангелоначапьник), м. Высшая степень ангельского чина; начальники ангелов, их семеро: Михаил (он же архистратиг, предводитель воинства небесного), Гавриил (евр. «муж Божий»), Рафаил (евр. «исцеление Божие»), Уриил (евр. «свет Божий», или «Бог свет есть»), Селафи-ил (евр. «молитва к Богу»), Иегудиил (евр. «святой»), Варахиил (евр. «Богом благословенный»), Йеремиил (евр. «возвышение к Богу»). Все семеро составляют Собор Архангелов. «АРХАНГЕЛА ОДЕЖДЫ И АТРИБУТЫ. Гиматий, далматика, зерцало, запона, лабарум, лор, мерило, орарь, плащ, обшлаг, слухи, стола, тороки, туника. В воина одеждах изображается архангел Михаил (см. архистратиг). АРХИЕРЕЙ (греч. 'Aρχιερεύς' — верховный жрец, евр. — первосвященник), м. Высший представитель священства, первосвященник. В православной Церкви А. именуют лиц высшей (третьей) степени иерархии: это епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи, патриархи, как первосвященники, в отличие от подчиненных им иереев (священников) и диаконов. ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ. См Царь Дарем. АРХИЕРЕЕВ ОБЛАЧЕНИЕ. Первоначально фелонь и полиставрий, в России с XV в саккос. Прочие части облачения, такие, как подризник, епитрахиль, поручи, пояс, палица, набедренник и др., обязательны как для А., так и для прочих иереев. На голове клобук или митра. АРХИСТРATИГ (греч. 'Aρχιστράτηγος', — главный воитель), м. Звание, присвоенное Архангелу Михаилу как предводителю небесного воинства. Изображается так же, как Архангел, но в воина одеждах — доспехах АСИСТ, м. Клеящий состав для наклейки листового золота и серебра на поверхность живописи тонкими линиями. Часто А. неправильно называют пробелку листовым (сусальным) золотом вместо правильного «инакопь». АСЕККО, ср. См. секко.
<<<
Вернуться к предисловию
книги
| |
© Вершинин С., 2007 |