Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

<<< Вернуться к предисловию книги

АГИОГРАФИЯ (греч. 'Аγιος' — святой, 'γράφω' — пишу), ж. Обширный раздел христианской литературы, различные жан­ры которой составляют одну из основ иконописи. По жанрам разделяется на жи­тия святых, мартирологи (мучения), хож­дения, чудеса, видения, сказания о чу­дотворных иконах. В свою очередь, жан­ры подразделяются, напр., жития—на прологи, синаксарии, минеи, патерики. Жития святых могут иметь форму меся­цеслова, святцев и называться, в частнос­ти, Минеи (Минеи Четьи).

АГНEЦ БОЖИЙ (греч. 'Aγvώς' — агнец, слав. — ягненок; чистое, кроткое сущест­во), м. Символическое имя, данное Иисусу Христу в Священном Писании. В пророчестве Исайи предсказана великая искупительная миссия Христа: «...как овца, ведомая на заклание, и как агнец перед стригущим его безгласен, так Он не от­верзал уст своих» (Ис. 53, 7). Евангелисты ссылаются на это пророчество, повест­вуя о том, как Иисус молчал перед синедрионом (Мф. 26,63), не отвечая Пилату (Ин. 19, 9). Иоанн Крес­титель также называет Иисуса «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира» (Ин. 1, 29; Евр. 9, 28). В иконописи А. Б. изобра­жается младенцем Христом, обрамленным крестчатым нимбом и возлежащим в чаше, потире, которую держит в руках Иоанн Предтеча. (В настенной живописи это изображение часто помещают в жерт­веннике, над жертвенным столом, на котором для совершения литургии под­готавливают просфоры и вино. Эта первая часть литургии называется прос­комидия. Во время совершения ее из пер­вой просфоры вырезают четырехугольную частицу, которая в конце евхаристичес­кого канона пресуществляется в Тело Христово и называется АГНЕЦ ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ.)

АГРАФ (франц. agrafe — пряжка), м. См. фибула.

АД (греч. 'Αδης' — преисподняя: Быт. 37, 35; Числ. 16, 30, 33; Псал. 15, 10 и др.), м. В христианском учении — место господства тьмы, где души грешников отчуждены от лицезрения Бога и подвер­жены мучениям до Страшного Суда. В Евангелии наряду со словом «А.» упот­ребляется слвсч. «Геенна огненная» (в тех случаях, когда требуется наглядно представить адские мучения). «Г. О.» есть вос­произведение евр. названия — долина Гинном, или Енном, в которой иудеи сжи­гали своих детей в честь идола Молоха. В иконописи А. обязательно изображается в сюжете Воскресения с сошествием во ад: это черная бездна с Вельзевулом и бе­сами или без них. Над бездной изобража­ются распавшиеся врата А., на обломках которых стоит Христос. Изображение А. обязательно в сюжете Страшный суд.

АДОРАЦИИ ЖЕСТ (лат. adoration — поклоне­ние, моление). А. ж. в восточных религиях с древних времен означал молитвенное обращение к Богу. В христианской иконогра­фии А. ж. Богоматери Оранты, мучеников и преподобных, фронтально раскрытая ладонь с прямо поставленными четырьмя сомкнутыми перстами (кроме боль­шого). У Оранты — обе ладони, поднятые до уровня плеч, у мучени­ков и преподобных — обе ладони, раскрытые на уровне груди, или одна ладонь (левой руки) на уровне груди, в правой руке крест.

АКАФИСТ (греч. 'Аκάφιστος'  — неседальный, т.е. исполняемый стоя, гимн), м. Хвалебное песнопение, решаемое в ико­нописи изобразительными средствами. Само песнопение состоит из кондаков и ико­сов, причем в кондаке раскрывается ка-кой-л. момент учения Церкви об одной из тайн Божиих, икос же в первой своей части дает пространное развитие темы кондака, далее следуют похвальные воз­звания, начинающиеся с возгласа «радуй­ся». Обычно «акафистные» иконы состоят из средника с изображением Богоматери {Богоматерь с Младенцем, Благовещение и т. п.), обрамленного клеймами (более 20). В клеймах, по порядку текста А., иллюстрируются кондаки и икосы. Изредка А. изображается одной сложной композицией. Тогда в центре ее помещают Богоматерь. Над ней изображаются дуги небесных сводов, в которых располагаются ангелы и Вифлеемская звезда. Ниже, по обеим сторонам от Богоматери, изображаются волхвы на конях, пастухи. Внизу, в цент­ре, пророки с развернутыми свитками про­рочеств. По одну сторону от них пред­ставлено низвержение сатаны в ад, по другую — пастухи, слушающие пение ангелов. В иконах с клеймами сюжеты кондаков и икосов изображаются по порядку их следования. Иногда они ил­люстрируются последовательно, но могут быть опущены последние кондаки и икосы. Кроме этого, следить за их пос­ледовательностью затрудняет принятый художником порядок следования клейм, расположенный по левую и правую стороны от средника. Примером может служить их чередование на одной из икон XVI в. (ГТГ №12110): 1) кондак 1 «Взбранной воеводе...» (народ по сторо­нам иконы Богоматери); 2) икос 1 «Ангел предстатель...» {Благовещение у кладезя); 3) кондак 2 «Видяще Святая...» {Благове­щение); 4) икос 2 «Разум недоразумевае-мый...» {Благовещение); 5) кондак 3 «Сила вышнего...» {Благовещение); 6) икос 3 «Имущи благоприятную Дева утробу...» (встреча Марии и Елизаветы); 7) кондак 4 «Бурю внутрь имея...» (Иосиф и Мария); 8) икос 4 «Слыша пастырие...» {Рождест­во Христово); 9) кондак 5 «Боготечную звезду узревше...» (путешествие волхвов); 10) икос 5 «Видеша отроци Халдейс-тии...» {поклонение волхвов); 11) кон­дак 6 «Проповедници богоноснии бывше волсви...» (возвращение волхвов); 12) икос 6 «Воссиявый во Египте...» (бегство в Еги­пет); 13) икос 9 «Ветия многовещанные...» (Богоматерь на престоле между сидящи­ми на тронах Давидом и Соломоном); 14) икос 7 «Новую показа тварь...» {Хрис­тос и ученики); 15) кондак 7 «Хотящу Симеону...» (Сретение); 16) икос 8 «Весь бе в нижних и в вышних...» (Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Предтечей); 17) кондак 8 «Странное рож­дество видевше...» (в центре вверху ико­на Богоматери; внизу, слева и справа, две группы преподобных); 18) икос 11 «Светоприемную свещу...» (Богоматерь в рост над адской бездной с восстающими мертвецами); 19) кондак 9 «Всякое естес­тво ангельское удивися...» (Еммануил на престоле); 20) кондак 10 «Спасти хотя мир...» (крест, по сторонам которого слева воины, справа фарисеи); 21) икос 10 «Стена еси девам...» (Богоматерь в рост, с распростертыми дланями, по обе сто­роны девы в рост); 22) икос 12 «Поюще твое рождество...» (в центре вверху ико­на Знамение; внизу справа иподиакон и царица в нимбе, слева клир); 23) кондак 11 «Пение всякое побеждается...» (в центре юноша, несущий на древке икону Спаса оглавного; слева епископ и преподобные, справа князь и бояре); 24) кондак 12 «Благодать дати восхотев...» (в центре вверху, над градом, оплечная икона Одигитрии; перед стеной града три фигуры; ниже, в водах озера, опрокинувшиеся корабли).

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, лат. aqua — вода), ж. Краски (или живопись красками), связующее которых разжижается водой. Приготовляются из тонкорастертого порошка пигмента и водного раствора рас­тительного клея с примесью меда, сахара и т. п. Используются в живописи по бу­мажной основе и в современной яичной темпере для   приплеска (лессировки).

АЛАВАСТР (греч. 'Aλάβαστρος'), м. Сосуд для миро из алебастра. Изображается в руках у жен-мироносиц, идущих к месту погребения Христа, а также у некото­рых святых, например Параскевы Пят­ницы и др., в виде шаровидного сосуда с цилиндрической горловиной.

АЛЛАПРИМА (итал. alia prima — за один прием), ср. Прием, используемый в мас­ляной живописи, когда краски наносятся за один сеанс, по непросохшему слою.

АЛТАРЬ (лат. alta ага — возвышенное место), м. Духовное средоточие храма, в православной церкви устраивается в вос­точной части церковного здания (апси­де). В центре А. престол, самое священ­ное место в храме, место присутствия Славы Божией. На престоле Евангелие. Слева, в глубине апсиды, жертвенник. За престолом семисвечник, запрестольная (выносная) икона, крест. В центре ап­сиды, внизу, в нише стены в старых хра­мах, пишется «Отечество».

АЛЬСЕККО (итал. al secco — по сухому, по просохшему), ср. См. секко.

АЛЬ ФРЕСКО, А ФРЕСКО (итал. a fresco, от fresco — свежий),   ср.  См. фреска.

АЛЮМИНИЙ (лат. alumen — квасцы), м. См. твореное золото, серебро, алюминий.

АМВОН (греч. 'Aμβον' — восхождение), м. Полукруглый выступ в середине солеи, против Царских Врат, обращенный внутрь храма,  к  западу  и  символизирующий те места, с которых проповедовал Хрис­тос (гору, корабль и т.п.), а также ка­мень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня (символ Воскресения Христа). Архиерейский А. — возвышение в центре храма, служит местом для облачения архиерея, а также для прове­дения богослужения во главе с архие­реем (см. доп. Воздвижение Креста). (Рис. 7.)

АНАВОЛИЙ (греч. 'Avαβόλι'), м. Белая крестильная рубашка типа хитона, кото­рую надевают на взрослого человека при крещении.

АНАЛАВ (греч. 'Avάλαβος' — восприни­мать). Четырехугольный плат со шнура­ми, пришитыми по углам. Надевается на плечи монаха; украшен крестами. А. (вместо парамана) возлагается на монаха при пострижении в великую схиму.

АНАЛОЙ, м., т.ж. АНАЛОГИЙ (греч. 'Avaόγι' (ov)). м. Возвышенный стол, на который возлагаются церковные книги при чтении, а также иконы небольшого размера по случаю праздника или в честь святых, почитаемых в данное время в соответствии с годовым календарем.

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА, ж. И. неболь­шого размера, хранящаяся на полке в алтарной части храма или ризницы, — такую И. возлагают на А. в дни празд­нования различных событий церковной истории или в дни поклонения отдель­ным   святым.

АНГЕЛ (греч. 'Аγγελος' — вестник, евр.— посланник), м. Бестелесный разумный благой добрый дух. Обычно изображают в виде юных человекоподобных существ с крыльями.  Первообраз определен,  вероятно, иконографией трех А., посетив­ших Авраама и Сарру.(Быт. 18, 1 — 15), этот сюжет вошел в христианскую ико­нографию под названием Троица Ветхо­заветная. А. изображают во многих сю­жетах, напр. Вознесении, Крещении, Успе­нии и др. (Рис. 8, 9.)

АНГЕЛ-ХРДНИТЕЛЬ. Ангел, приставляе­мый Богом к каждому человеку при крещении, помогающий ему в добрых делах, возносящий молитвы человека к Богу и отводящий душу в загробный мир.

В иконографии представлен юным чело­векоподобным существом, облаченным в белый хитон, иногда в тунику и гиматий, или плащ, главные атрибуты — крест и обнаженный меч. (Рис. 10). «АН­ГЕЛЬСКИЙ СОНМ (слав, сонм - собра­ние, множество), м. Собрание бесплот­ных сил; разделяется на девять чинов: серафимы, херувимы, престолы, господст­ва, силы, начала, архангелы, ангелы. Все они составляют Собор сил бесплотных (день празднования 8 (21) ноября).

АНТИМИНС (греч. 'Avντιμήνσι ον'),m. Вместопрестолие, предмет, заменяющий пре­стол и сам являющийся престолом. Пред­ставляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изо­бражением на нем сцены положения во Гроб Иисуса Христа, орудий Его казни, четырех Евангелистов (на углах плата), а также с надписью, сообщающей, когда, где, для какой церкви и каким еписко­пом он освящен, и подписью епископа. В середину А., ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастикой мощи в мешочке. Без А. нельзя служить литургию. Находится А. на престоле в свернутом состоянии, т. е. завернутым в ткань (илитон, от греч. обертка, повяз­ка), и развертывается только во время служения литургии. Изображения на А. исполнялись красками или вышивались цветными нитками, а с XIX в. печатают­ся на ткани.

АПОКАЛИПСИС (греч. 'Аποκάλιψις' — от­кровение), м. Откровение, пророческая книга Нового Завета, написанная Иоан­ном Богословом на острове Патмосе в конце I в. с целью придать мужества гонимым христианам и рассеять их опасения в том, что касается будущности Христианства. Состоит из 22 глав, разде­ленных на четыре части. В части I Сын Божий является Иоанну, в руках Его судьбы Церквей в виде семи светильни­ков; здесь же описываются различные периоды мировой истории. В части II Иоанн восхищен на небо, где, представ перед престолом Бога, видит семь Боже­ственных тайн, последняя из которых — второе пришествие Сына Божия на зем­лю. В части III рисуется борьба пос­ледователей Христа с приверженцами антихриста на небесах и на земле, приняв­шего вид зверя или дракона. В части IV рассказывается о том, как земля покло­няется дракону, слушает лжепророков, за что на нее изливается гнев Божий, от которого гибнут все, не признающие учения Христа. Иносказания и симво­лика А. изображается в иконописи и настенной живописи. Наиболее часто в иконописи изображается трубящий архан­гел на огненном коне, извещающий о втором пришествии (на текст II части А.).

АПОКРИФ (греч. 'Aπόκρνφος' — отречен­ная книга), м. Книга Священной исто­рии, описывающая события, которые не вошли в Евангелия, и использующаяся в иконописи, особенно в Богородичных ико­нах. Многие А. со временем стали по­читаться, например «Хождение Богороди­цы по мукам», «Первоевангелие Иакова (брата Господня)» и др.

АПОСТОЛ (греч. 'Aπόστολος' — посол, пос­ланник), м. В Евангелии и др. книгах Нового Завета посланник Божий. Кроме двенадцати А. и Павла, наиболее при­ближенных к Христу, называют еще семьдесят учеников,  которые  не  были постоянными свидетелями и очевидцами деяний Сына Божиего и не во всей пол­ноте наделены властью и силой первых двенадцати. Среди А. обычно особо вы­деляют четырех евангелистов— Матфея, Марка, Луку, Иоанна (авторов Еванге­лий) и первоапостолов Петра и Павла. Петр  первым допустил  к  крещению «язычников», ранее не веровавших в   Христа. Павел начал  активно проповедовать учение Христа.   Сохранились тексты посланий (обра­щений) Петра, их два, и Павла, их четырнад­цать. В   иконописи А. обычно изображают в гиматиях и хитонах — одеждах римлян пер­вых веков нашей эры. «Апостолом» называют также книгу, содержа­щую Деяния святых А.; Соборные     послания А. Иакова, Петра, Иоан­на,  Иуды;  Послания А. Павла;  Откровение А. Иоанна   Богослова (Апокалипсис). «А.» был первой печатной книгой на  Руси  (в Москве), напечатанной в 1564 г. в типе рафии  Ивана Федорова.

АПСИДА, т.ж. АБСИДА (греч. 'Аψίδοω'), ж. По­лукруглый, прямоуголь­ный или многогранный выступ (помещение)  в восточной части храма, где располагаются алтарь, жер­твенник и диаконник (ризница). Своды и стены А., как правило, покрывают живо­писью, тематика которой соответствует на­значению помещения.

АРКА (лат. arc — дуга), ж. Криволиней­ное перекрытие между двумя опорами (столпами, колоннами, пилонами) и проем в стене для прохода, окна, ниши. В ико­нописи изогнутыми линиями изображают­ся различные виды А., напр.: 1) поднятая (циркульная); 2) пониженная (сжатая, лучковая); 3) стрельчатая; 4) двухлопаст­ная; 5) трехлопастная килевая; 6) кокош-никовая и др.

АРКАТУРА, АРКАДА (франц. arcade — дуга, аркада), ж., т.ж. «АРКАТУРНЫЙ ФРИЗ, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС, м. Рису­нок из одинаковых по величине изогну­тых линий арок, опирающихся на столпы, колонны и др. опоры, расположенные в одну линию.

АРХАНГЕЛ (греч. 'Aρχάγγελος' — ангелоначапьник), м. Высшая степень ан­гельского чина; начальники ангелов, их семеро: Михаил (он же архистратиг, предводитель воинства небесного), Гав­риил (евр. «муж Божий»), Рафаил (евр. «исцеление Божие»), Уриил (евр. «свет Божий», или «Бог свет есть»), Селафи-ил (евр. «молитва к Богу»), Иегудиил (евр. «святой»), Варахиил (евр. «Богом благословенный»), Йеремиил (евр. «воз­вышение к Богу»). Все семеро состав­ляют Собор Архангелов. «АРХАНГЕЛА ОДЕЖДЫ И АТРИБУТЫ. Гиматий, дал­матика, зерцало, запона, лабарум, лор, мерило, орарь, плащ, обшлаг, слухи, стола, тороки, туника. В воина одеждах изображается архангел Михаил (см. ар­хистратиг).

АРХИЕРЕЙ (греч. 'Aρχιερεύς' — верховный жрец, евр. — первосвященник), м. Вы­сший представитель священства, перво­священник. В православной Церкви А. именуют лиц высшей (третьей) степени иерархии: это епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи, патриархи, как первосвященники, в отличие от подчинен­ных им иереев (священников) и диако­нов.

ВЕЛИКИЙ АРХИЕРЕЙ. См Царь Дарем.

АРХИЕРЕЕВ ОБЛАЧЕ­НИЕ. Первоначально фелонь и полиставрий, в России с XV в саккос. Про­чие части облачения, такие, как под­ризник, епитрахиль, поручи, пояс, палица, набедренник и др., обязательны как для А., так и для прочих иереев. На голове клобук   или   митра.

АРХИСТРATИГ (греч. 'Aρχιστράτηγος', — главный воитель), м. Звание, присвоен­ное Архангелу Михаилу как предводите­лю небесного воинства. Изображается так же, как Архангел, но в воина одеж­дах —  доспехах

АСИСТ, м. Клеящий состав для наклей­ки листового золота и серебра на по­верхность живописи тонкими линиями. Часто А. неправильно называют пробел­ку листовым (сусальным) золотом вместо правильного «инакопь».

АСЕККО, ср. См. секко.

 

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz