|
|
Сайт иконописца Вершинина Сергея | ||
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я <<< Вернуться к предисловию книги - Б - БАГОР (русск. багряный — темно-красный), м. В иконописи название темно-красного цвета, которым изображают мафорий Богоматери и одежды других персонажей. БАЛЮСТРАДА (франц. balustrade — перила), ж. Изображение в иконописи сквозных ограждений (лестниц, балконов), состоящих из фигурных столбиков (балясин), которые соединены перилами, балкой. БАЛЯСИНА, ж. Невысокий столбик сложных фигурных очертаний, используемый как подпора; чередующийся элемент группы фигурных столбиков, образующих балюстраду. БАНЯ ВОДЯНАЯ, ж. Клееварка: два совмещенных (один в другом) сосуда, больший из которых заполняется водой; меньший употребляется для приготовления растительного или животного клея, используемого при иконо-писания. Водяная прослойка изолирует стенки малого сосуда, препятствуя перегреву и подгоранию клеевого состава. БАРАБАН, м. В церковном здании: цилиндрическая или многогранная часть сооружения, опирающаяся на своды и завершаемая полусферой свода. Символизирует небо. На стенах Б. изображаются архангелы, ангелы, праотцы, пророки, на своде — Христос, Новозаветная Троица и др. БАСМА (тур. — оттиск, отпечаток), ж. Тонкая пластинка из серебра или золота (реже, с XVI в., из белой жести) с рельефным узором, тисненным с матриц. Обычно тиснение производится с железной матрицы, реже с деревянной или каменной. Для получения оттиска пластинку кладут тыльной стороной кверху, на нее матрицу, по которой ударяют деревянным молотком. Басмяный барельеф отличается от чеканного меньшей четкостью. БАШНЯ, ж. Среди архитектурных сооружений, изображаемых на иконах: здание, высота которого обычно больше его ширины, завершенное шатром или шпилем. Б. часто соединяется ве-лумом с палатами или столпами и дым-ницами. БИБЛИЯ (греч. Βιβλιον; Βιβλιος, Βιβλος — лыко папируса), ж. Собрание книг Ветхого и Нового Завета, признаваемое христианской Церковью в качестве бо-говдохновенных текстов, написанных св. мужами (пророками и евангелистами) по внушению и при содействии Духа Божия. На Руси принята после крещения (кон. Х в.) в переводе с греч. на ст.-слав, язык, сделанном св. Кириллом и св. Мефодием в IX в. Современное деление Б. на главы вошло в употребление с XIII в., а в XVI в. появилось деление глав на стихи. Первое печатное издание славянской Б. осуществлено в 1581г. трудами западнорусского князя Константина Острожского. В основу этого издания положен греческий текст, а также отчасти еврейский и латинский. С небольшими изменениями первое московское издание осуществлено в 1663 г., в дальнейшем оно неоднократно подвергалось уточнениям и исправлениям. Полная русская Б. издана в 1876 г. БЛАГОВЕЩЕНИЕ (слав, благовестити — возвещать радость), ср. Начальный момент вочеловечения Бога (отмечается 25 марта/7 апреля). Согласно Евангелию (Лк. 1,26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщает Ей, что у Нее родится сын Иисус и это будет Сын Божий. Первые изображения Б. известны со П в. В иконописи Б. изображают или в доме Иосифа (палаты, объединенные ве-лумом), или у колодца; возможен также «свободный» фон. Архангел изображается в позе и с жестом вестника. Мария изображается сидящей или стоящей, позы Ее выражают покорность, смирение или смятение. Согласно апокрифам, Марию изображали прядущей пурпурную нить для завесы Иерусалимского храма, что символизирует момент зарождения плоти Иисуса Христа, материализующейся как пурпурная пряжа во чреве Богоматери из Ее крови. БОГОМАТЕРЬ, ж. Матерь Иисуса Христа, Пресвятая Дева Мария (евр. Мариам — возвышенная, превознесенная). С самых древних времен Церковь видела в Б. великую молитвенницу за человеческий род — Оранту, выражая глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех Скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она Прибежище всех матерей мира и учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Изображения Б. с Младенцем Христом регламентируются в православии особыми правилами иконографии. Канон Б. установился к XII в., но — в отличие от канона Иисуса Христа — строгим правилам не подчинялся. Единственным строгим правилом можно считать обязательность заостренного овала в абрисе лика. В русской иконографии лик Б. обычно не имеет страдальческих черт (исключение составляет, пожалуй, лишь Малая Тслгская Б., икона которой появилась в XIII в., в самые трудные для Руси годы). Ликам Б. присуще, как правило, умиротворенное выражение, которое соответствует словам молитвы «Благодатная Мария». Чаще всего Б. изображают с Младенцем Христом, иногда с молящимися Ей мирянами; изображением Б. без Младенца является Оранта, а также Б. в сюжетах, написанных по текстам Евангелий и апокрифов. Основные иконографические типы: Одигитрия (пу-теводительница), Елеуса (милующая, милостивая; в России получила название Б. Умиление); Знамение (Панагия), Оранта; изображения бывают в рост, поясные, оплечные и оглавные. Особым почитанием в России пользуются Б. Владимирская, Всех Скорбящих Радость, или Всех скорбящих радосте, Живоносный Источник, Знамение, Иверская, Казанская, По-чаевская, Смоленская, Тихвинская (в Церковном календаре дни их празднования набраны крупным шрифтом). БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ. Первые изображения относятся к кон. I — нач. II в. (Б. в сюжете Поклонения Волхвов или Б. с Младенцем, сидящим на Ее коленях). Поясное изображение Б. с Младенцем на руках или в образе Оранты с Младенцем на груди (Панагия) появляется в кон. IV или нач. V в. Взаимным расположениям Б. и Младенца придают различный характер, а прославление тех или иных типов создает обширную иконографию Б. БОГОМАТЕРИ ОДЕЖДЫ И АТРИБУТЫ. Иконография окончательно формируется в VI в. на основе эллинистических и главн. обр. сирийских образцов. Обычно это мафорий, туника, обшлаг, кайма, туфли или сапожки, чепец, звезды; на иконах «Предста Царица...», «Благодатное небо» и др. Б. изображается в царских одеждах. БОГОЯВЛЕНИЕ, ср. См. Крещение. БОЧКА, ж. Изображение в иконописи архитектурного завершения палат в форме арочного фронтона с крышей, разрисованной лещадками, обозначающими покрытие лемехом — деревянными дощечками.
<<<
Вернуться к предисловию
книги
| |
© Вершинин С., 2007 |