Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

<<< Вернуться к предисловию книги

- Б -

БАГОР (русск. багряный — темно-красный), м. В иконописи название темно-красного цвета, которым изображают мафорий Бого­матери и одежды других   персонажей.

БАЛЮСТРАДА (франц. balustrade — пери­ла), ж. Изображение в иконописи сквозных ограждений (лестниц, балконов), состоящих из фигурных столбиков (балясин), которые соединены перилами, балкой.

БАЛЯСИНА, ж. Невысокий столбик слож­ных фигурных очертаний, используемый как подпора; чередующийся элемент груп­пы фигурных столбиков, образующих ба­люстраду.

БАНЯ ВОДЯНАЯ, ж. Клееварка: два совмещенных (один в другом) сосуда, больший    из    которых    заполняется водой;   меньший   употребляется   для приготовления растительного или жи­вотного   клея, используемого при иконо-писания.  Водяная прослойка изолирует стенки малого сосуда,  препятствуя пе­регреву и подгоранию клеевого состава.

БАРАБАН, м. В церковном здании: цилиндрическая или многогранная часть сооружения,  опираю­щаяся на своды и за­вершаемая полусферой свода. Символизирует небо. На  стенах Б. изображаются арханге­лы, ангелы,   праотцы, пророки,  на  своде  — Христос,  Новозаветная Троица и др.

БАСМА (тур. — от­тиск, отпечаток), ж. Тонкая пластинка из серебра или золота (реже, с XVI в., из белой жести) с рель­ефным узором, тис­ненным с матриц. Обычно тиснение про­изводится с железной матрицы, реже с де­ревянной или камен­ной. Для получения оттиска пластинку кладут тыльной сто­роной кверху, на нее матрицу, по которой ударяют деревянным молотком. Басмяный барельеф отличается от чеканного меньшей четкостью.

БАШНЯ, ж. Среди архитектурных со­оружений, изображаемых на иконах: здание, высота которого обычно боль­ше его ширины, завершенное шатром или шпилем. Б. часто соединяется ве-лумом с палатами или столпами и дым-ницами.

БИБЛИЯ (греч. Βιβλιον; Βιβλιος, Βιβλος — лыко папируса), ж. Собрание книг Вет­хого и Нового Завета, признаваемое христианской Церковью в качестве бо-говдохновенных текстов, написанных св. мужами (пророками и евангелистами) по внушению и при содействии Духа Божия. На Руси принята после креще­ния (кон. Х в.) в переводе с греч. на ст.-слав, язык, сделанном св. Кириллом и св. Мефодием в IX в. Современное деление Б. на главы вошло в употреб­ление с XIII в., а в XVI в. появилось деление глав на стихи. Первое печатное издание славянской Б. осуществлено в 1581г. трудами западнорусского князя Константина Острожского. В основу этого издания положен греческий текст, а также отчасти еврейский и латинский. С небольшими изменениями первое мос­ковское издание осуществлено в 1663 г., в дальнейшем оно неоднократно под­вергалось уточнениям и исправлениям. Полная русская Б. издана в 1876 г.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ (слав,  благовестити — возвещать радость), ср. Начальный момент вочеловечения Бога (отмечается 25 марта/7 апреля). Согласно Евангелию (Лк. 1,26-38), архангел Гавриил, посланный Богом к Деве Марии, сообщает Ей, что у Нее родится сын Иисус и это будет Сын Бо­жий. Первые изображения Б. известны со П в. В иконописи Б. изображают или в доме Иосифа (палаты, объединенные ве-лумом), или у колодца; возможен также «свободный» фон. Архангел изображается в позе и с жестом вестника. Мария изо­бражается сидящей или стоящей, позы Ее выражают  покорность,  смирение  или смятение. Согласно апокрифам, Марию изображали прядущей пурпурную нить для завесы Иерусалимского храма, что символизирует момент зарождения пло­ти Иисуса Христа, материализующейся как пурпурная пряжа во чреве Богоматери из Ее крови.

БОГОМАТЕРЬ, ж. Матерь Иисуса Хрис­та, Пресвятая Дева Мария (евр. Мариам — возвышенная, превознесенная). С самых древних времен Церковь видела в Б. ве­ликую молитвенницу за человеческий род — Оранту, выражая глубокую веру в Ее Покров, простертый над миром. Она Заступница Усердная, Нерушимая Стена, Всех Скорбящих Радость, Целительница, Споручница грешных. Она Прибежище всех матерей мира и учит жить в совер­шенной преданности воле Небесного Отца. Изображения Б. с Младенцем Хрис­том регламентируются в православии особыми правилами иконографии. Канон Б. установился к XII в., но — в отличие от канона Иисуса Христа — строгим пра­вилам не подчинялся. Единственным строгим правилом можно считать обяза­тельность заостренного овала в абрисе лика. В русской иконографии лик Б. обычно не имеет страдальческих черт (исключение составляет, пожалуй, лишь Малая Тслгская Б., икона которой поя­вилась в XIII в., в самые трудные для Руси годы). Ликам Б. присуще, как пра­вило, умиротворенное выражение, кото­рое соответствует словам молитвы «Бла­годатная Мария». Чаще всего Б. изобра­жают с Младенцем Христом, иногда с молящимися Ей мирянами; изображени­ем Б. без Младенца является Оранта, а также Б. в сюжетах, написанных по тек­стам Евангелий и апокрифов. Основные иконографические типы: Одигитрия (пу-теводительница), Елеуса (милующая, ми­лостивая; в России получила название Б. Умиление); Знамение (Панагия), Оран­та; изображения бывают в рост, пояс­ные, оплечные и оглавные. Особым почи­танием в России пользуются Б. Влади­мирская, Всех Скорбящих Радость, или Всех скорбящих радосте, Живоносный Ис­точник, Знамение, Иверская, Казанская, По-чаевская, Смоленская, Тихвинская (в Цер­ковном календаре дни их празднования набраны крупным шрифтом).

БОГОМАТЕРЬ С МЛАДЕНЦЕМ ХРИСТОМ. Первые изображения отно­сятся к кон. I — нач. II в. (Б. в сюжете Поклонения Волхвов или Б. с Младенцем, сидящим на Ее коленях). Поясное изо­бражение Б. с Младенцем на руках или в образе Оранты с Младенцем на груди (Панагия) появляется в кон. IV или нач. V в. Взаимным расположениям Б. и Младенца придают различный характер, а прослав­ление тех или иных типов создает об­ширную иконографию Б.

БОГОМАТЕРИ ОДЕЖДЫ И АТРИБУТЫ. Иконография окончательно формируется в VI в. на ос­нове эллинистических и главн. обр. си­рийских образцов. Обычно это мафорий, туника, обшлаг, кайма, туфли или сапож­ки, чепец, звезды; на иконах «Предста Царица...», «Благодатное небо» и др. Б. изображается   в царских одеждах.

БОГОЯВЛЕНИЕ, ср. См. Крещение.

БОЧКА, ж. Изображение в иконописи архитектурного завершения палат в фор­ме арочного фронтона с крышей, разри­сованной лещадками, обозначающими покрытие лемехом — деревянными до­щечками.

                                                 

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz