Филатов В.В. Краткий справочник иконописца

 

 

 

 

 


Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Предлагаемый словарь представляет собой первый опыт сис­тематизации сведений из области терминологии, принятой в среде иконописцев, художников-реставраторов и искус­ствоведов.

Словарь охватывает около 500 лексических единиц с этимологией, толкованием, минимальными грамматическими и ак­центологическими пометами. Автор не ограничивается узкотерминологическими целями и часто предлагает материал из истории христианской церкви, истории иконографии, а также технологии иконописания и украшения икон.

Круг лексических единиц представлен следующими тематически­ми группами: вероучение (1), культ (2), храм (3), настенная и станко­вая живопись (4), технология изобразительного искусства (5). В словаре содержатся сведения об основных сюжетах, персонажах, стаффажах, элементах пейзажа и интерьера на иконах, об одеждах и атрибутах изображаемых в церковной живописи священнослужи­телей и персонажей и проч.

Словарь построен по алфавитному принципу с элементами гнездо­вого (в немногочисленных гнездах дается круг производных терминов и понятий), большинство словарных статей сопровождено графичес­кими рисунками автора, а также цветными иллюстрациями.

Тем, кто намерен пользоваться словарем, не лишне было бы иметь в виду, что это, во-первых, краткий (как следует из его названия) словарь, не претендующий, разумеется, на исчерпывающую полноту сведений. Весьма обширный материал остался за пределами предлага­емого издания, поскольку жанр издания — книга для учащихся — обязывал автора к строгому отбору лексических единиц и скупос­ти комментариев: автор стремился не перегружать сознание уча­щихся излишне подробной информацией об особенностях работы тех, кто давно и профессионально работает с иконописью. Поэтому иногда в словаре может не оказаться тех или иных   лексических единиц, на толкование которых  рассчитывают  специалисты: право определять объем терминологических групп автор оставил за собой.

Во-вторых, словарь представляет собой издание узкоспециального профиля и в гораздо меньшей степени предполагался как пособие для изучающих историю религии, историю церкви, богословие, догматику, экзегетику и т. д. Словник соотнесен прежде всего с недавно оформившейся в системе научных дисциплин нового вре­мени наукой, которая называется иконоведение, и ориентирован, главным образом, на тех, кто практически работает с иконой — в первую очередь как начинающий иконописец или реставратор. Отсюда особый характер построений большинства статей: почти в каждой из них акцентируются преимущественно те аспекты темы, которые имеют сугубо изобразительную подоплеку.

Автор хотел бы обратить внимание читателей также и на то, что сведения из области этимологии, предполагаемые в словаре, отнюдь не носят систематического характера: указания на проис­хождение слова из того или иного языка давались лишь в тех случаях, когда автор считал, что располагает более или менее непротиворечивыми и точными сведениями, почерпнутыми из литературы соответствующего профиля. Не исключено, что в це­лом ряде случаев существуют и другие этимологические версии. Сложность материала, подлежащего систематизации, и стремление автора к цельности словаря привели, в частности, к необходимости некоторых повторов. Во избежание еще больше­го их количества — в тех случаях, когда необходимые сведения можно почерпнуть из другой словарной статьи, — автор пользо­вался системой отсылок: курсивом в словаре выделены слова, которые являются заголовочными в статьях, специально посвя­щенных определению того или иного понятия.

Наконец, следовало бы, наверное, заметить, что в настоящее время продолжается работа над расширенным вариантом словаря: в этот вариант войдет многое из того, что в данном случае осталось «за кадром», и тогда автор с большей уверенностью сможет рекомендовать словарь как пособие для всех, кто занима­ется проблемами христианской живописи. Однако уже и сейчас автор будет рад, если кое-какие полезные сведения смогут почер­пнуть из словаря не только старшеклассники, интересующиеся проблемами иконописи, но и студенты-иконоведы, музейные ра­ботники, искусствоведы различного профиля, художники — рестав­раторы и иконописцы.

От составителя

Рецензенты: А. Салтыков — протоирей, декан отделения церков­ных художеств Свято-Тихоновского Богословского института; Е. Клюев — кандидат филологических наук

Филатов В.В.

Ф51 Краткий иконописный иллюстрированный сло­варь: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1996. — 224 с: ил.-ISBN 5-09-006004-5.

В словаре дано толкование понятий и категорий, которыми приходится оперировать при изучении церковной живописи. Боль­шинство статей словаря снабжено иллюстрациями, знакомящими с шедеврами древнерусской иконописи XI—XVII вв. и техникой иконописания и украшения икон.

ISBN 5-09-006004-5 

Филатов В.В., 1996

Издательство «Просвещение», 1996

 

<<< Вернуться в библиотеку

 

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz
Hosted by uCoz