Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- Г -

ГЕЕННА ОГНЕННАЯ (греч. γέεννα — преисподняя), ж. Воспроизведение названия долины Енном (Гинном), находящейся под Иерусалимом, в которой иудеи сжигали своих детей в жертву идолу Молоха. В Евангелии (Мф. 5, 29-30; 10, 28; Мр. 9, 43-45; Лк. 12 и др.) Г. часто определяется как огненная, что символизирует вечное наказание огнем в аду. Изображается пламенем с огненным чудовищем в нижней правой части икон на тему Страшного суда.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ, м. Разновидность орнамента, составленного из прямых, изломанных и округлых линий, образующих геометрические элементы (круги, прямоугольники, многоугольники и т.п.) или переплетающиеся линии — плетенки (иногда с включением крестов).

ГЕРАЛЬДИКА (нем. Heraldik), ж. Гербы и эмблемы, составленные из различных фигур, знаков, символизирующих государственный строй, город, знатный род и проч.

ГИМАТИЙ (греч. γυματιον — плащ), м. Прямоугольный длинный кусок ткани — плащ, надеваемый поверх хитона. Свободный конец ее перебрасывали через левое плечо на спину, реже — со спины на правое плечо, обычно им закрывали правую руку. В иконописи — обязательная одежда большинства ветхозаветных, раннехристианских персонажей.

ГИРЬКА, ж. Фигурная деталь в середине нижнего завершения двух соприкасающихся арок. В изображениях палат встречается с XVI в.

ГЛАВА, т.ж. ГЛАВКА, ж. В изображении архитектурных сооружений: наружное покрытие на барабанах церквей в форме шлема, луковицы, обычно завершаемых крестом.

ГОЛГОФА (греч. Гολγοθα — имя совете., из арам, gulgalta, евр. gulgolet — череп), ж. Место распятия Христа, расположенное к северо-западу от Иерусалима, в районе пригородных садов. В иконографии Г. называется горка или ее символическое изображение в виде лесенки, ступени которой расходятся по сторонам нижней оконечности Креста.

ГОЛУБЕЦ, м. В иконописи название цвета всех голубых и синих красок — независимо от их минерального или органического состава (азурит, лазурит, вивианит и др.).

ГОЛУБЬ, м. В христианской иконографии символ Св. Духа, изображается в иконах Сошествие Св. Духа, Отечество, Богоявление, Благовещение, Ветхозаветная Троица и др.

ГОРКА, ж. Один из символов, изображающих пейзаж в иконописи. В ранних иконах Г. изображаются простыми по форме, уступчатыми, с плоскостями ле-щадок. Позднее приобретают очертания волн, причем лещадки пишутся дробными, с пещерами, деревьями и травами. С XVII в. появляются лещадки, похожие на морские волны и на ветвящиеся растения. Со втор. пол. XVII в. появляются изображения холмов.

ГОРНЕЕ MЕСTO (русск. горний — находящийся вверху), ср., т.ж. СИНТРОН (греч. Συντρονος), м. Арочное углубление, ниша, находящаяся в середине нижней части восточной стены апсиды, куда ставится сидение (трон) для епископа, митрополита и др. иерархов высоких степеней. На стене ниши пишется изображение Христа, сидящего на престоле, или  Отечество.

ГРАФЬЯ (греч. γράπτος — начертанный), ж.; ГРАФИТЬ, глаг. 1. Углубленные линии, обрисовывающие, описывающие контуры рисунка, процарапанные в поверхности левкаса или стенной штукатурки. Обычно графили окружности нимбов и те части росписи, которые при первом роскрыше перекрываются кроющими красками. 2. Инструмент для процарапывания углубленных линий. У иконописцев — игла, вставленная ушком в деревянный черенок.

ГРИЗАЙЛЬ (франц. grisalle, от gris — серый), м. Монохромная живопись, выполненная в белых, серых, черных тонах, а также монохромная орнаментальная роспись, имитирующая скульптурный рельеф настенной живописи.

ГРУНТ (нем. Grund —дно, основа), м. В живописи: тонкий слой специального состава из пигментов (мел, охра и др.) и связующих (клеев, высыхающих масел и т. п.), наносимый поверх обработанной основы (проклеенной доски, холста, шероховатой поверхности металлического листа) с целью создания нужной художнику поверхности, обеспечивающей прочное прилегание красочного слоя. В станковой темпере — левкас. ГРУНТОВЩИК, м., т.ж. ЛЕВКАЩИК, м. В среде иконописцев — при разделении труда — мастера, специализирующиеся на грунтовании (левкашении, оштукатуривании) стен, досок Для иконописи (основ под живопись).

ГУАШЬ (франц. gouache, от итал. guazzo — водяная краска), ж. Краска, по составу и свойствам близкая  к акварели, но отличающаяся от нее большей кроющей способностью. Связующие — клеевые водные растворы гуммиарабика, фруктовой камеди и т.п. с добавками, придающими пластичность   краскам.             

                                    

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz