Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- Д -

ДАЛМАТИКА (лат. dalmatique — мантия), ж. Узкая длинная одежда с широкими рукавами из плотной ткани, надеваемая поверх туники. В ней изображали архангелов и царей. Д. украшалась оплечьем, передником и подолъником.

ДАРОНÓСИЦА, ж. Один из малых священных сосудов — ковчежец, т. наз. кивот, представляющий собой небольшой ящичек для хранения запасных Св. Даров (маленькой чаши со Св. Дарами, лжицей) и служащий для перенесения Св. Даров в дома больных и умирающих. В иконописи изображается в руках диаконов.

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА, ж. Один из священных напрестольных сосудов, в котором хранится дароносица с запасными Св. Дарами. В средневековой России их называли гробницами, сионами, иеруса-лимами, т.к. они представляют собой модель храма Воскресения Христова или часовни. В иконописи Д. изображают в великом выходе в руках диакона.

ДВИЖКИ, мн. Термин русских иконописцев, обозначающий один из приемов в иконописи. Светлые штриховые линии, которые в личном письме моделируют выпуклые, освещенные детали лица и обнаженных частей тела; используются для оживления изображения, поэтому иногда их называют оживками.

ДВОЙНИК, м. Листы сусального золота, в основном состоящие из листка серебра,

покрытого с одной стороны тончайшим слоем золота. В русской иконописи используется с XVI в. Цвет позолоченной поверхности имеет вид несколько разбеленного золота.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ  (ДВАНАДЕСЯТЫЕ) ПРАЗДНИКИ, мн. Цикл из двенадцати христианских праздников: 1. Рождество Богородицы; 2. Введение Богородицы во храм (Введение во храм); 3. Благовещение (Ангельское возвещение Деве Марии о воплощении Сына Божия); 4. Рождество Христово; 5. Крещение Иисуса Христа (Богоявление); 6. Сретение Христа во храме Симеоном Богоприимцем; 7. Преображение Иисуса Христа; 8. Вход в Иерусалим (Вербное воскресенье); 9. Вознесение Христа (Четыредесятница); 10. Сошествие Св. Духа на апостолов (Пятидесятница); 11. Воздвижение Креста, обретенного царицей Еленой; 12. Успение Богородицы.

ДЕВА МАРИЯ (евр. Мариам, см. Богоматерь), ж. Пресвятая Дева, Матерь Господа Иисуса Христа, дочь праведных Иоакима и Анны.

ДЕВЯТЬ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ. В христианской ангелологии ступени иерархии ангельских существ, Сил бесплотных. По учению Св. Дионисия Ареопагита (втор. пол. 1 в.), Д. Ч.А. образуют три триады, перечисляемые (сверху вниз) в таком порядке: первая триада (характеризующаяся непосредственной близостью к Богу) — серафимы, херувимы, престолы; вторая триада (особенно полно отражающая принцип Божественного мировла-дычества) — господства, силы, власти; третья триада (характеризующаяся непосредственной близостью к миру и человеку) — начала, архангелы, ангелы. В иконописи наиболее разработана и распространена иконография Херувимов и Серафимов (с шестью крыльями, обрамляющими лик), Престолов (круги мно-гоочитые с крыльями), а также Архангелов и Ангелов (человекоподобные существа с крыльями, в хитонах и др. облачениях). Первую триаду составляют Силы небесные, их изображают окружающими Христа Вседержителя (Спаса в Силах).

ДЕИСИС, т.ж. ДЕИСУС (греч. δέησις — моление), м. Специфическая композиция, воплощающая в живописи идею заступничества святых за людей перед Христом, Великим судией. Центр композиции — Спас Вседержитель (Христос), по обеим сторонам которого обращенные к Нему Богоматерь, Иоанн Предтеча. Кроме этих основных фигур в Д. изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел и др., а также др. избранные святые в строго определенном порядке — чине. Д. бывают оглавные, оплечные, поясные и в рост. Изображения размещают на одной или нескольких   досках.

ДЕКОР (лат. decorare — украшать), м. В живописи: дополнительные элементы в композиционных решениях сюжетов, архитектурные и пейзажные элементы: палаты, горки и т.п., и орнаментальные росписи, рельефы и проч. как изобразительные элементы архитектурных сооружений.

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ, мн. Часть Нового Завета, следующая за Евангелием; дополняет его содержание и рассказывает о деятельности и чудесах, творимых апостолами после дня Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа.

ДИАКОН (греч. διακόνος), м. Первая ступень священства. Лицо, помогающее при совершении церковных таинств епископам и священникам, но само не совершающее таинств; наблюдает за ходом и порядком богослужения.

ДИАКОНА ОБЛАЧЕНИЕ. Стихарь и орарь.

ДИАКОННИК, м. Помещение в церкви, располагающееся обычно в южной апсиде: здесь хранятся облачения, иконы и др. предметы, необходимые для богослужений. Настенную живопись в Д. обычно посвящают богородичной тематике.

ДИКИРИЙ (греч. δικήριον — двухсвечник), м. Ручные светильники с ячейками для двух длинных свечей. С горящими свечами Д. знаменует свет Христа, познаваемого в двух ипостасях (естествах) — божественной и человеческой. С Д. изображают архиереев (священнослужителей) во время торжественных богослужений. См. Трикирий.

ДИПТИХ (греч. διπτυχον — двойственный; русск. складень), м. Две иконы, соединенные между собой особым типом крепления. Три иконы, соединенные между собой, называют триптихом, большее количество икон — полиптихом.

ДИСКОС (греч. δίακος — круглое блюдо), м. Богослужебный сосуд в виде небольшого круглого блюда с плоским широким краем. Снизу прикреплена широкая круглая подставка — меньших размеров, чем блюдо. Д. служит для помещения частиц, вынутых из просфор во время проскомидии. Первая из них, символизирующая народившегося младенца Христа, лежащего в яслях, называется Агнец евхаристический, следующие символизируют Богоматерь и святых. На Агнце совершается литургия верных — главная (вторая) часть литургии. Поэтому на Д. часто изображают Люнета-младенца, лежащего в яслях, а по сторонам Его — ангелов с рипидами. Сам Д. обязательно изображается в сюжете Великий выход.

ДИХЛОРИЗМ (греч. διχρωμικός — двуцветие), м. Двуцветие, один из приемов исполнения пробела красками. Термин встречается в специальной литературе по древнерусскому искусству, изданной в XIX—XX вв.; ранее не встречается. Пробел исполняется в два цвета, причем цвет основного роскрыша отличается от второго используемого в этом случае цвета.

ДОЛИЧНИК, т.ж. ПЛАТЕЧНИК, м. Термины русских иконописцев: художник-иконописец, специализировавшийся в писании одежд и пейзажных стаффажей (палат, горок и т.п.), а также всего, кроме ликов и других обнаженных частей тела.

ДОСКА (иконная), ж. Древесная основа под икону, обычно липовая, реже сосновая, еловая или дубовая. Несколько Д. плотно соединяют боковыми сторонами в единый щит нужного размера, склеивают их животным клеем (мездровым, казеиновым и т.п.) и дополнительно скрепляют шпонками с тыльной стороны или с торцов. Скрепление усиливают внутренними шипами  (планками),  а с тыльной стороны — еще и «карасиками» или «ласточками». С лицевой стороны, в месте расположения сюжета, делают плоское углубление — ковчег, обрамленный выступом, который называется полем. Скос между ковчегом и полем называется лузгой. Всю лицевую поверхность Д. проклеивают животным клеем группы коллагеновых (напр., мездровым). На стыки досок, а также на прилегающие к торцам плоскости и на сучки наклеивают ткань (иногда бумагу) — паволоку. Белый грунт (левкас) составляют из порошка мела, реже гипса, и животного клея; коричневый грунт — из природных железоокисных пигментов (темных охр, сиены), льняной олифы и клея (под масляную живопись — с XVIII в.). По левкасу живопись исполняют темперными красками (основное связующее — желток куриного яйца). Высохший красочный слой покрывают тонкой пленкой олифы или масляного лака.  ДОСПЕХ, м. То же, что латы, основное воина снаряжение.

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ, мн. См. камни драгоценные.

ДРОБНИЦА, ж. Термин русских ювелиров: небольшая серебряная или золотая пластинка, прямоугольной или фигурной формы, с отверстиями для прикрепления к иконе или к шитью. Изображения на поверхности Д. выполнялись резьбой (гравировкой), чернью, эмалью или чеканкой. Кроме иконных окладов, ими украшали парадные и церковные одежды, оклады Евангелий и др. церковных книг.

ДУХ СВЯТОЙ, м. Третье лицо Пресвятой Троицы, открывшее Себя в образе белого голубя в момент явления Его при крещении Христа Иоанном Предтечей: «...увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него (Христа. - В. Ф.)» (Мф. 3,16-17; Мк. 1,10-11; Лк. 3, 21—22). Другая ипостась Д. С. — языки огненного пламени, сошедшие на апостолов в день Пятидесятницы (Деян. II, 34).

ДЫМНИЦА, ж. Высокая труба для выхода печного дыма, часто — начиная с XVI в. — изображаемая в иконописи в виде тонкой башенки с конусообразным навершием.

ДЫНЬКА, ж. Часто изображаемая в иконописи декоративная деталь русской архитектуры: утолщение на колонках, обрамляющих дверные порталы и оконные наличники. Подчеркивается не только различной покраской, но часто и орнаментальной   росписью.        

                                    

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz