|
|
Сайт иконописца Вершинина Сергея | ||
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я - Е - ЕВАНГЕЛИЕ (греч. εύαγγέλιον — благая весть), ср. Основная часть Нового Завета, написанная евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. На иконах изображается закрытым или открытым на определенном тексте; апостолы, святители, преподобные обычно придерживают его рукой, иногда неприкрытой, иногда прикрытой платом, краем фелони и т.п. На крышке Е. обычно воспроизводится пять традиционных металлических накладок (в центре изображается Христос или Его символы, на углах — четыре евангелиста) и типичные для того или иного времени украшения. ЕВАНГЕЛИСТ, ЕВАНГЕЛИСТЫ (греч. εύαγγέλιστης — благовестники), мн. Авторы четырех канонических Евангелий — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Первый и последний были в числе двенадцати учеников Христа, второй и третий — в числе семидесяти апостолов. Их традиционные изображения на Царских Вратах бывают оглавные, поясные и в полный рост, иногда с символами — соответственно ангелом, орлом, львом и тельцом. При изображении Е. в полный рост их пишут сидящими, склонившимися над создаваемыми ими текстами Евангелий, на фоне палат (за исключением Иоанна, изображаемого обычно на фоне горок острова Патмоса, с учеником Прохором); перед ними скамьи и пюпитры, часто с письменными принадлежностями: чернильницей, перьями и т. п. В некоторых сюжетах (напр., Спас в Силах) вместо Е. изображают их символы. ЕВАНГЕЛИСТОВ СИМВОЛЫ, мн. См. символы Евангелистов. ЕВХАРИСТИЯ (греч. ευχάριστια — благодарение), ж., т.ж. ЕВХАРИСТИИ ТАИНСТВО, ср. В соответствии с текстами Евангелий пресуществление (преложение) хлеба в Тело Христово, а вина в Кровь Его: «...приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Иконография сюжета предполагает изображение в центре композиции Христа, стоящего у престола и подающего подходящим к Нему апостолам … хлеб и вино. Е. иногда изображают на Царских Вратах или на Сени Царских Врат. ЕЛЕУСА (греч. Ελεουσα — милостивая, милующая), ж. Впервые появляется в византийской иконографии Богоматери в XI в. на печатях, когда в традиционный образ Одигитрии вносится изменение в положении поворота головы Богоматери к Младенцу, что послужило развитию нового типа иконографии, выразившейся в появлении образа Умиления, «в котором Богоматерь и Младенец взаимно обращены друг к другу. К Е.-милостивой (согласно Н. П. Кондакову) следует относить вариант Одигитрии, в котором Богоматерь как бы склоняется к Сыну, ища у Него милости для человечества, и Он, обращаясь к ней, отвечает ей и миру благословением» (Т.2. — С. 211). К этому типу в русской иконографии можно относить иконы Богоматери Тихвинской, Грузинской и т. п. ЕПИТРАХИЛЬ (греч. επιτραχηλον —несомый), ж. Часть облачений священника, деталь, надеваемая на шею и спускающаяся спереди ровной широкой полосой: она как бы состоит из двух орарей, соединенных на груди и на животе. Е. символизирует крест, несомый Христом на Голгофу, а также благодать Св. Духа. Без Е. священник не имеет права совершать ни одного церковного обряда.
<<<
Вернуться к предисловию
книги
| |
© Вершинин С., 2007 |