Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- З -

ЗАКОМАРА, ж. Термин русских зодчих: полукруглое или килевидное завершение наружной — торцевой — части свода над верхом наружной стены русского храма. Плоскость стенки 3. — люнет — часто украшается живописью в честь посвящения престолов храма либо святым, либо Новозаветным и апокрифическим  событиям   (напр., Успению Богоматери). Здания с сомкнутым сводом снаружи часто бывают декорированы кокошниками, по форме напоминающими 3.

ЗАПИСЬ, ж. Подправка красками, сделанная поверх первоначального слоя живописи с целью поновления иконы. Различают частичные и сплошные 3., причем частичными считаются красочные наслоения на первоначальный слой, расположенные отдельными участками и придающие живописи большую «свежесть», сплошными — красочные наслоения по всей поверхности произведения. На древних иконах иногда бывает несколько слоев поновлений, в этом случае 3. называют многослойными. ЗАПОНА (русск. запона — запор), ж. Небольшая по размеру застежка, украшенная растительным орнаментом и завитками и драгоценными камнями, закрепляемая на окладах Евангелия и одеждах, в частности на византийских и римских плащах (см. фибула,  аграф).

ЗАЩИТНЫЙ, т.ж. ПОКРОВНЫЙ СЛОЙ, м. Лаковая или олифная пленка, нанесенная на поверхность красочного слоя живописи с целью предохранения его от внешних воздействий.

ЗВЕРИНЫЙ, т.ж. ТЕРАТОЛОГИЧЕСКИЙ (греч. τερατο— чудовище, λογία — учение), СТИЛЬ, м. Декоративный стиль, получивший особенное распространение в украшении церковных рукописных книг XIII— XV вв. Изображения состоят из сложных линейных переплетений с включением мифологических животных, птиц (иногда людей).

ЗВОННИЦА, ж. Надстроенное на стене храма или отдельно стоящее сооружение для подвешивания колоколов, которое часто изображается на иконах — особенно в сюжете Воздвижение Креста. Синонимом 3. является колокольня.

ЗЕРНЬ (русск. зерно — крупинка, кроха, мелкая частица), ж. Небольшие шарики из серебра или золота, закрепленные припоем на металлической основе (изделии). На иконных окладах обычно сочетается со сканью, завершая ее узоры.

ЗЕРЦАЛО (русск. зеркало), ср. Диск в руке архангела с монограммами Иисуса Христа или с изображением {поясным) Эммануила — Христа-отрока.

ЗМИЙ, м. В  Евангелии, Библии, житиях святых, символ злобы (Мф. 23, 33), свирепости (Пс. 57, 5), коварства (Быт. 49, 17) и самого дьявола (Откр. 12,9); аспид, василиск, черт. В борьбе со 3.  (христианский подвиг) особенно почитаем Георгий Победоносец.

ЗНАМЕНИЕ  (русск. знамение — чудо, пророческий знак), ср., т.ж. ПАНАГИЯ (греч. всесвятая), ж. Богоматерь, изображенная в позе Оранты, с воздетыми руками и с образом Младенца Христа на груди. Богоматерь изображается в полный рост (стоящей) или по пояс, Младенец же изображается погрудно, анфас. Для России наиболее характерно поясное изображение Богоматери, здесь этот иконографический вариант и именуется собственно 3., причем икона считается заступницей от врагов вследствие прославления чудотворной новгородской иконы в 1170 г. при осаде Новгорода владимиро-суздальским войском. На медальоне же поясное изображение Богоматери является нагрудным знаком архиереев и называется П. ПАНАГИЯ ВЕЛИКАЯ (ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ). Богоматерь, образ которой написан в нач. XII в., возможно Алипием Печер-ским, и назван в Киево-Печерском патерике «великой иконой», перевезен в Ростов Великий при Владимире Мономахе. Б. изображена в полный рост стоящей на орнаментированном коврике, фронтально, в тунике с широкими обшлагами, голова и плечи покрыты просторным и длинным мафорием; на лоне Ее, в круге славы, — Эммануил (поясной). Руки Ее распростерты в стороны; в верхней части иконы на фоне написаны два круга с поясными изображениями архангелов.

ЗОЛОТО, ср. См. сусальное золото, твореное золото.

ЗОЛОТОПРОБЕЛЬНОЕ ПИСЬМО, ср. Прием в живописи, состоящий в том, что пробел исполняется золотой или серебряной краской — твореным золотом или серебром, наносимым на поверхность живописи штрихами (см. пробел в перо и силками). Для придания большего металлического блеска производится уплотнение слоя и шлифовка поверхности металла   зубками.

ЗОЛОЧЕНИЕ ЛИСТОВОЕ, ср. Покрытие золотом, серебром или двойником (золотом с серебром) части поверхности живописи: фона, венца, а также высветлений на одеждах, которые исполняются инакопью (асистом).

ЗУБОК, м. Инструмент позолотчика и художника, работающего в технике яичной темперы. Состоит собственно из клыка хищного животного или шлифованного кремня, агата или сердолика в виде рабочего наконечника округлой формы, закрепленного в специальной рукоятке для удобства пользования. С помощью 3. шлифуют листовое золото и серебро, как сусальное, так и твореное.

                                   

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz