|
|
Сайт иконописца Вершинина Сергея | ||
|
|
|
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я - И - ИЗБРАННЫЕ СВЯТЫЕ, мн. Святые, изображенные поодиночке или группами (по пояс или в полный рост) и скомпонованные по выбору заказчика. ИЗВОД ИКОНОГРАФИЧЕСКИЙ, м. Канонизированное, признанное правильным изображение известного лица или сюжета, а также оригинальное их изображение, характерное для определенного времени, и места. ИЕРЕЙ (греч. ιερευς), м. См. священник. ИИСУС (греч. форма Ιησους Χριστος евр. имени Иешуа, сокр. от Иегошуа — помощь Иеговы, или Спаситель), м. Имя еврейских деятелей, нередко встречающееся в Библии. Наиболее известны И. сын Навин (Исход 24, 13), служитель Моисея; И. сын Иоседеков, первый первосвященник Иудейский после возвращения иудеев из плена (Агг. 1, 1, 14; Ездр. 2, 2; Захар. 6, 11), и др. ИИСУС XPИСTOС (греч. 'Ιησους Χριστος), м. Сын Божий. Второе Лицо Св.Троицы — Богочеловек... Имя Богомладенца было открыто Иосифу во сне по указанию Божию через Архангела Гавриила: «Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1,21). И.Х. родился в Палестине, в Вифлееме, от Девы Марии по наитию Духа Святого; на 30-м г. жизни принял от Иоанна крещение в Иордане. Прежде чем начать свое общественное служение, отправился в Пустыню, постился сорок дней и был искушаем сатаной. Проповедь начал в Галилее избранием 12-ти апостолов. О своем учении свидетельствовал как о богооткровенном, данном свыше: «...Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня... Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 7, 16; 12, 49—50). Чудеса, совершенные И. X., делятся условно на две группы: 1) чудеса по отношению к живым людям, одержимым различными болезнями, и к умершим (см. Воскрешение Лазаря); 2) чудеса по отношению к явлениям природы (усмирение бури, чудесный улов рыбы и т.д.). Общественное служение И. X. продолжалось более трех лет. Первосвященники, книжники и фа-рисеи не могли примириться с Его учением и искали случая убить Его. За шесть дней до Пасхи И. X., окруженный учениками, торжественно вошел в Иерусалим (см. Вход в Иерусалим) и совершил вечерю, на которой установил новозаветное таинство евхаристии (см. Тайная Вечеря). Потом Он отправился со всеми учениками в Гефсиманский сад, где отделился в сопровождении трех учеников (Петра, Иакова и Иоанна), и молился Отцу Своему, чтоб миновала Его предстоящая Ему чаша страданий. Иуда лобзанием выдал Своего Учителя прибывшим воинам от синедриона. В синедрионе состоялся суд над Ним, после которого члены синедриона привели И. X. к римскому прокуратору Пон-тию Пилату для утверждения приговора. Вместе с двумя разбойниками И. X. был распят на кресте. На третий день после крестной смерти И. X. воскрес из мертвых (см. Воскресение Христово). В сороковой день в присутствии одиннадцати учеников И. X. вознесся на небо (см. Вознесение), заповедав им: «...дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 18-20). Иконография И. X. очень обширна. Его изображают единолично или в сюжетах (в праздниках и с избранными святыми). Единоличные изображения могут быть оглав-ными, оплечными, поясными и в полный рост (стоящий или восседающий либо на троне, либо на радугах). Первое из всех изображений И. X. в зрелом возрасте — оглавное, называемое Нерукотворный убрус царя Авгаря, создан самим И. X. и стал основой образа Спас оглавный. Из оплечных Спасов наиболее известны Спас Златые власы, Спас Ярое око. Самое распространенное среди поясных изображений — Спас Вседержитель с Евангелием (закрытым или открытым на определенном тексте). В полный рост (стоящим или сидящим) И. X. пишут в гиматии и хитоне с Евангелием в руках; в сидячем же положении — в архиерейском облачении (Великий Архиерей) или в царских одеждах (Царь Царем), иногда с предстоящими Богоматерью в царских одеждах и Иоанном Предтечей (Предста царица одесную Тебе). Фигура И.Х., распятого на кресте, называется Распятием. И. X. до воплощения изображается реже, это Ангел Великого Совета, Отрок или Младенец с Богоматерью {Богоматерь с Младенцем, Недреманное Око, Преполовение) или самостоятельно в образе Эммануила. Иконы, изображающие И. X., широко бытуют самостоятельно или являются центрами де-исисов. Крайне редко его изображают в образе седовласого старца, как, напр., в скуфье барабана Нередицкого храма XII в., —этот образ известен под названием Иисус Христос Ветхий Денми. ИКОНА (греч. Eικοων — образ, изображение), ж. Символическое изображение святого или события из священной истории. В православии воспринимается как святой образ — изображение, в котором за красками, расположенными в соответствии с определенной системой приемов и средств живописи, присутствует некое таинство. Функционально И. является предметом культа как предмет литургического назначения и как моленный образ. Православная И. есть двухмерная плоскость, изображения на которой соотнесены с канонами древнерусской (и ее источника — византийской) иконописи; третьим измерением служит догматическая глубина, а не зрительно-иллюзорное воспроизведение пространства. В этом ее основное отличие от иллюзорной, пространственной трактовки обозреваемого вещественного мира светской живописи. И., изображающие священные события (праздники), призваны не только отражать реально происходившие события, но и символизировать значение этих событий в истории христианства. Образ на И. должен сводиться к минимуму деталей материального мира, однако воплощать в себе максимум духовной энергии. ИКОНОГРАФИЯ (греч. Eικοων — образ, γραφειν — писать, описывать), ж. Особенности и каноны изображения определенного лица, сюжета, а также описание и систематизация изображений. ИКОНОПИСАНИЕ, ср. Вид художественной
деятельности или процесс создания иконы художником посредством красок и др.
материалов живописи. ИКОНОПИСЬ, ж. Специфический жанр живописи, история развития которого охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания Римской империи вместе с возникновением христианства. Существуют предания, в соответствии с которыми первая икона {Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написана апостолом Лукой. Об изображении Спасителя см. у Св. Иоанна Дамаскина (VII в.): «...царствовавший в Эдасском городе Авгарь послал живописца, чтобы он нарисовал похожий образ Господа, и когда живописец был не в состоянии по причине сиявшего блеска Его Лица, то Господь Сам, приложив кусок материи к Своему Божественному Лицу, напечатлел на куске материи Свой образ». Так возникла иконография Нерукотворного убруса. В Деяниях VII Вселенского собора (787 г.) сказано: «Изобразительность неразлучна с евангельским повествованием и, наоборот, евангельское повествование с изобразительностью... Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение» (Деяние 6-е). Св. Нил Синайский (V в.) писал: «Пусть рука превосходнейшего живописца наполнит храм с обеих сторон изображениями Ветхого и Нового Заветов, чтобы те, кто не знает грамоты и не может читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводил себе на память мужественные подвиги искренне послуживших Богу...» В России иконы появляются с принятием христианства. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI-XII вв. был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. И. в России — главный жанр изобразительного искусства на протяжении тысячелетия — постепенно распространяется по всей территории страны, в истории И. много славных имен, самым почитаемым из которых стало имя Св. преподобного Андрея Рублева. Главная особенность русской иконы его времени (XIV—XV вв.) — ее внутренняя духовность, т. е. светоносность: изображения не освещены внешним светом, как в светской живописи эпохи Возрождения европейских стран того времени, — они источают его изнутри. Начиная со второй трети XVI в икона утрачивает обращенность к внутреннему миру человека: внешняя нарядность, многосоставность и перегруженность композиций, постепенный отход от традиций, внедрение западных (католических) влияний приводят к упадку традиционной древнерусской И. Икона значительно обмирщается, однако иконописцы новых направлений создают свои, специфические образцы русской И. ИКОНОСТАС (русск. иконостав), м. Многоярусная преграда между трапезной и алтарной частями интерьера церкви. В середине И. — Царские двери, называемые обычно Царские Врата, по сторонам их располагаются иконы местного ряда, а также двери — северные (обязательно) и южные (не всегда). Количество ярусов {рядов) И. в истории церкви было различным, что зависело от традиций и высоты внутреннего помещения храма. Над нижним, местным, рядом могут возвышаться деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий ряды, а также цикл страстных икон и распятие. Конструкции и резные декоративные украшения И. очень разнообразны. Простейшая из них — тябловый И. Своеобразный тип И. представляет полиптих Походная церковь. И. отделяет часть церкви, где находятся верующие, от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители. ИНАКОПЬ, ж. Термин русских иконописцев: графическое выражение световых бликов (пробелов) тонкими линиями, листиками сусального золота. Часто оба термина смешиваются и И. неправильно называют асистом. ИНИЦИАЛЫ (лат. initialis — начальный), мн. В иконописи: исполненные художником начальная и конечная буквы, скомпонованные вместе (иногда с включением одной из средних букв) и обозначающие имя или общепринятое определение-пояснение. Обычно над ними ставится знак сокращения — титл. Напр., ІСΧС греч. Ιησους Χριστος — Иисус Христос), МР ΘΥ греч. Μητερθεου — Матерь Божия) и т.п. ИПОСТАСЬ (греч. υπόστασις — сущность), ж. В иконописи: иконография единосущ-ности триединства Божией сущности (см. Троица) в образах трех ангелов, являвшихся Аврааму в виде трех Мужей в роще Мамврийской (Быт. 18, 1-15), а также триединство Бога, изображаемого в образах Ветхого Денми, Христа и Духа Святого. ИСПОД (русск. испод — нижняя любая одежда), м. Подризник, подрясник и другая одежда под ризами, рясами, рясками. В описаниях древних одежд под этим названием подразумеваются греко-римские хитоны, туники и т.п.
<<<
Вернуться к предисловию
книги
| |
© Вершинин С., 2007 |