Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- К -

КАБОШОН (франц. cabochon — неграненый драгоценный камень), м. Драгоценный камень (см. камни драгоценные), имеющий округлую шлифовку с одной стороны или со всех сторон. Такой способ обработки был характерен для драгоценных камней и страз до сер. XV в., когда начали изготовлять граненые. Шлифованные камни производятся до настоящего времени.

КАДИЛО (русск. кадить — дымить, чадить; кадило — курильница на цепочке), ср. Сосуд для благовонного курения фимиама (сжигания ладана), состоящий из чаши на поддоне, накрытой другой чашей, которая увенчана крестом, с прорезями для выхода дыма. Три цепи, прикрепленные к кольцам на нижней чаше, и четвертая, прикрепленная к кресту на верхней, соединяются с коптильником, за который К. держат. В нижней чаше металлическая вкладка для~ горячих углей, на них кладут ладан. Верхняя часть К. часто оформлена в виде кровли храма.

КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Один из видов настенной живописи, созданный в Италии в кон. XVII в. в целях модифицирования средневековой фресковой живописи. Работа красками производится по двухслойному известковому грунту, когда нижний слой (арричиато) отвердел, а верхний (интонако) несколько провял, но еще не просох. Связующее красок составляется из обезжиренного творога или сухого казеина, свежегашеной извести и воды.

КАЗЕИНОВО-МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Один из видов живописи, рецептуру и технологию которой начали разрабатывать в Западной Европе со втор. пол. XIX в. как для настенной, так и для станковой живописи. В качестве связующего используется состав из сухого казеина, высыхающего масла, воды и антибиотиков. Рецептура и производство отечественных красок разработаны в лаборатории Санкт-Петербурга и выпускаются в основном на заводе художественных красок.

КАЙМА, ж. Простая или орнаментированная полоса, украшающая край одежды, напр.   мафория и т.п.

КАМИЛАВКА (греч. καμηλαυκιον — «верблюжка»: первоначально изготовлялась из верблюжьей шерсти), ж. Головной убор священнослужителей. Имеет цилиндрическую форму, кверху слегка расширенную. К. монахов сверху прикрыта крепом и называется клобук. Белое духовенство с 1797 г. по Указу имп. Павла I может быть награждено К.

КАМНЕЙ ОПРАВЫ, мн. Особые типы закрепления камней в металле: в каст, в обдих, в крапан и др. Каст представляет собой глухой, гладкий обхватывающий /сшиень-обод — камень лежит на поверхности углубления. Оправа в обдих предполагает, что камень удерживается несколькими коготками или лапочками, выпиленными из толщи каста. Оправа в крапан — это бескастовое крепление камня отдельными лапками, в самом низу соединенными только тонкой полоской металла, представляющее собой как бы открытый   каст.

КАМНИ ДРАГОЦЕННЫЕ, мн. Самоцветы, цветные камни-минералы. В зависимости от ценности различают драгоценные и полудрагоценные К. Старинная обработка, придававшая поверхности Д. к. округлую форму, называется кабошон. С сер. XV в. начали производить фасеточную огранку с определенным расположением граней. Поддельные Д. к. принято называть стразами.

КАМПАГИ (греч. кацкц), мн. Обувь византийского воина (см. Воина одежда и снаряжение) с широкими мягкими голенищами (см.   сапоги, сапожки).

КАНОН (греч. κανων — норма, правило), м. Свод положений, носящих нормативный характер. Применительно к иконописи это (1) правила, следующие из заповедей Иисуса Христа и поучений его апостолов; (2) постановления вселенских и местно-русских соборов об устройстве церковной жизни; (3) каталог принятых Церковью книг Священного Писания и богослужебных книг; (4) одна из форм православной гимнографии (песнопений), представляющая собою как бы диалог между чтецом и хором или двумя хорами. К. исполняется на утрени, полунощнице, повечернии, молебне; (5) иконописный К. установлен Церковью как условие выражения истины средствами изобразительного искусства. Иконографические типы изображения Христа, Богоматери, православных святых, праздников и др. сюжетов.

КАНФАРКА, ж. Термин русских иконописцев: эффект матовой зернистой поверхности, достигаемый множественными несильными ударами чекана-канфарника по золоченому левкасу или по металлической поверхности оклада икон.

КАНФАРНИК, м. Термин русских ювелиров: чекан с острым концом в виде шила для перевода рисунка с бумаги на металл: с его помощью производят канфарку поверхности золоченого левкаса.

КАРАВАШКИ (облаков), мн. Рабочий термин иконописцев палехской школы, обозначающий специфический тип изображения облаков в виде завитков с плавными переходами белых тонов в зеленоватые и розоватые.

КАРАСИК, м. Небольшая деревянная планочка шестиконечной формы, врезаемая в доску иконную с тыльной стороны по продольному стыку досок в целях предупреждения образования щели по месту склейки досок. Применялся редко.  В  современной  реставрационной практике почти повсеместно вытеснен ласточкой.

КАРТУШЬ (франц. cartouche — рамка, дощечка из дерева или металла с надписью), ж. Надпись или небольшое клеймо на иконах, начиная с кон. XVII в., внутренняя плоскость его — круг, овал, прямоугольник, в который помещают миниатюры сюжетов или тексты. КАСТ, м. Термин русских ювелиров: металлическое гнездо с дном и ленточным бортиком, служащее оправой для шлифованных камней, закрепляемых, в частности, на окладах икон. Ограненные камни обычно закрепляют коготками, крепление без К. называется крапан (см.   камней оправы).

КАФТАН (перс.), м. Несколько видов одежды. На Руси К. различали по их назначению: исподние, холодные, теплые. В допетровские времена их носили мужчины и женщины всех слоев населения. Их шили из всех известных в то время тканей. Широкий К. без воротника с двумя застежками назывался турецким. Приталенные, с перехватом, воротником и пуговицами на груди, с разрезами по подолу назывались становыми. Нижний, короткий К. надевали поверх рубахи. Верхний, длинный до пят К. использовался для выхода на улицу. Зимний верхний К. фактически представляет собой шубу. В иконописи в К. изображают обывателей.

КАЦЕЯ (греч. κατζιον — тигель), ж. Кадильница на ручке (без цепей). Верхняя часть обычно прорезная, внутри помещается металлическая вкладка для углей. См.  кадило.

КИВОРИЙ (греч. κινωριον — дарохранительница), м. т.ж. СЕНЬ (русск. напрестольная), ж. Специальное сооружение в виде сферической крыши или шатра над престолом. В храме К. символизирует небо, распростертое над землей {престолом). В иконописи изображение К. служит указанием на то, что некое действие происходит внутри православного храма (подобно тому как изображение горки  предполагает,  что оно происходит снаружи). В старину К. подвешивали над престолом или укрепляли вокруг него на четырех столбах. Под К. устраивали завесы, закрывающие престол со всех сторон в промежутках между богослужениями, поэтому на иконах иногда изображается К. с завесой внутри.

КИВОТ, т.ж. КИОТ (греч. κιβωτος — ковчег), м. Первоначально кедровый ящик —   ковчег, в котором иудеи хранили заповеди. В России К. стали называть (точная датировка этого нововведения отсутствует) деревянные «ящики», в настоящее время застекленные, в которые устанавливают иконы. К. бывают разных размеров, иногда довольно больших — тогда они ставятся на пол (К. напольный), обычно украшены резьбой, нередко золоченой.

КИДАР (греч. κίδαρις — покрывало), м. Головной убор первосвященников, напоминающий мусульманскую чалму.

КИНОВАРЬ (лат. cinabre — природный минерал), ж. Ярко-красная минеральная краска (сернистая ртуть), широко используемая в иконописании, особенно в XIV в., когда ею писали фон (свет) на иконах. В рукописях ею рисовали заглавные буквы, в крюковых нотах — начало запева.

КЛАВ (лат. clavis — полоса), т.ж. КЛАВИЙ, м. Одна полоса или две параллельные полосы, расположенные по вертикали на туниках, столах, хитонах и служащие знаками отличия римских граждан различных рангов. К. почти обязательно изображается на хитоне Христа, иногда на хитонах у апостолов — не обязательно архангелов.

KЛABУС (лат. clavicula — прямоугольный плат), м. Парчовый золототканый четырехугольник на длинном плаще (полументуме). Первоначально полумент с К. был непременным атрибутом византийских императоров. В русской иконописи так изображали великомучеников Димитрия и Георгия, а также некоторых пророков (царя Соломона, царя Давида и др.).

КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Один из древнейших видов настенной и станковой живописи. Связующее красок — растворы и коллоидные суспензии, состоящие из воды и органических веществ животного (рыбий, мездровый, казеиновый) и растительного (крахмал, камеди, трагант) происхождения. Наиболее применимы те виды  клея,  которые до определенной (практически удобной) степени «распускаются» (растворяются) в воде. Красочный слой непрозрачный, кроющий, поверхность матовая. Живопись не стойка к воздействию воды. Широко использовалась в России для настенных росписей втор. пол. XVIII в., особенно на рубеже XVIII-XIX вв.

КЛЕЙМО, ср. Термин русских иконописцев: небольшой прямоугольник на иконе, композиционно и сюжетно соотнесенный со средником. К. обычно со всех четырех сторон обрамляют средник, редко размещаются под и/или над ним либо по обеим сторонам от него. В К. пишутся сцены, развивающие или поясняющие сюжет средника, напр. «Никола в житии», «Троица в деяниях», «Богоматерь с акафистом» и т. п.

КЛИРОС (греч. κλήρος — надел) м. В церкви: правая и левая стороны солеи, на которых во время богослужения стоят клирики — чтецы и певчие. От молящихся их отгораживает низкая стенка — балюстрада или невысокие кивоты. Перед К. устанавливаются хоругви с иконами храмовых праздников.

КЛОБУК (слав, клобук — шляпа, шапка, клобук; ср. русск. нахлобучить — надвинуть низко на лоб), м. Покрывало, надеваемое монашествующими поверх головного убора. Первоначально покрывало представляло собой целостный кусок ткани черного цвета, впоследствии конец его стали разделять на три части, самая широкая из которых опускается на спину, две более узкие — на плечи и грудь. Концы получили название «наметки». К. надевается схимонахами (высшая степень пострижения) на скуфью с островерхим завершением — такой головной убор называется кукуль (кокуль) — или на первоначально мягкий, а с XVIII в. твердый колпак (камилавку), некоторые митрополиты наделены правом носить белый К. Только у патриарха сохранена древняя, сферическая, форма камилавки, поверх надевается белый К., на вершине которого закреплен крест, под крестом — изображение серафима, спереди на наметках — изображения херувимов или орнамент.

КОВЧЕГ (русск. ковчег — ящик, ларь), м. Плоское углубление в иконной доске, на поверхности которого располагается сюжетная живопись. Скос между К. и полем принято называть лузгой. В Библии описан К. Ноя — корабль из древесины и К. для хранения   скрижалей Завета.

КОКОШНИК (русск. кокошь — курица, петух), м. Полукруглая или килевидная декоративная (фальшивая) закомара. Ряды К. в XVI—XVII вв. устраивали поверх сводов для украшения церковных зданий снаружи.

КОЛОР (лат. color — краска, цвет), м. Красочный состав, приготовленный из нескольких   красок.

КОЛОКОЛЬНЯ, ж. Воздвигнутое рядом с церковью или непосредственно над папертью башнеобразное сооружение для подвески колоколов. Иногда ее называют звонницей.

КОЛОННА (франц. colonne — столб), ж. Вертикальная опора, иногда отдельно стоящий столб круглого сечения. Опирается обычно на базу, вверху заканчивается капителью. В иконописи изображается как отдельно стоящий столб или часть здания в стиле барокко, классицизма и т. д.

КОНСЕРВАЦИЯ (лат. conservatio — сохранение, сбережение), ж. Создание оптимальных условий (температура, влажность и др.) для сохранения произведений искусства, в том числе живописи, проведение обработок, способствующих его сохранению (дезинфекция, дезинсекция), а также наложение на поверхность произведения слоя, предохраняющего его от прогрессирования разрушения и частичных утрат (профилактическая заклейка и т. п.).

КОНСОЛЬ (франц. console — кронштейн, столбик с выгнутыми ножками), ж. Архитектурный элемент, который поддерживает выступающие концы балок, карнизов. В иконописи изображается иногда в виде отдельного элемента (ср. изогнутые столбики пюпитров под свитками и книгами Евангелистов), иногда несколько консолей ритмически располагают рядами между «балками» архитектурных стен.

КОНТРЭМАЛЬ (см. эмаль), ж. Слой эмали, нанесенный на тыльную сторону металлической пластины с расписной эмалью в целях предотвращения поко-робления пластинки во время обжига изделия.

KÓPЗHO (русск. корзно — мех), ср. Воинский плащ с подкладкой из меха, в нем изображают обычно князей (Бориса, Глеба и др.) до XVI в. Позднее К. изображали редко.

КОРОНА, ж., т.ж. ВЕНЕЦ ГОРОДЧАТЫЙ. Головной убор царей. В К. изображали пророков-царея (Соломона, Давида). В К. изображается Богоматерь — царица Небесная и Великомученики: Екатерина, Варвара и др.

КОРУНА, ж. Завершение, украшающее небольшое сооружение или его часть. Напр., К. Царских Врат иконостаса представляет собой деревянное, усложненной формы завершение, которое бывает украшено золоченой резьбой или изображением   Евхаристии   и т. п.

КРАКЕЛЮР (франц. craquelure — трещина), м.  Трещины  в слоях  произведения живописи; в станковой темпере — трещины в левкасе, красочном слое, олифном или лаковом покрытии. К. различаются по рисунку трещин, глубине, особенностям деформаций, напр. для т. наз. жесткого К. характерны приподнятые около трещины края красочного или др. слоя.

KPAСKA, ж. Масса, состоящая из пигмента и связующего, приготовленная для живописных и малярных работ. В зависимости от связующего определяется технологическое название К.: акварельная, темперная, масляная и т.д. По происхождению пигмента делятся на минеральные и органические, те и другие могут быть как натуральными (природными), так и искусственным и (синтетическими).

КРАСНУШКА, ж. Термин русских иконописцев: икона-примитив, одна из форм народного прикладного искусства. Поля такой иконы или облачение персонажей на ней часто выполнялись красно-коричневой краской с прорисовкой изображений черными контурами. В отличие от подокладницы изображения сделаны полностью, включая надписи.

КРЕМЕШОК (русск. кремень — твердый камень), м.; КРЕМЕШКИ, мн. Условное изображение уступов гор. Этот преимущественно палехский термин полностью соответствует более принятому среди специалистов по древнерусской живописи термину   лещадка.

KPЕСT, м. Один из основных символов христианского вероисповедания {Нового Завета), поскольку Христос во искупление грехов человеческих был предан казни на К. В первые века К. символически изображался то в виде буквы «X» (впоследствии такой К. получил название андреевского), на западе — бургундского, то в виде буквы «I» (йот) — обычного начертания или с поперечной чертой и т. д. Изображение К., на котором был распят Христос, известно с IV в., после обретения Святого К. царицей Еленой, — это трехконечный К., представляющий собой столб с перекладиной на вершине (на таких К. во времена римского владычества казнили провинившихся рабов). К V в. относится начало распространения четырехконечного К. двух типов: греческий К. с равными вертикальной и поперечной перекладинами и латинский К., у которого вертикальная стойка длиннее поперечной. К VI в. распространение получает восьмиконечный К., широко принятый Русской православной церковью. По своему назначению в церковном и светском обиходе К. подразделяются на выносные, напрестольные, нательные, наперсные и др.

КРЕЩЕНИЕ, т.ж. БОГОЯВЛЕНИЕ, ср. Один из двунадесятых праздников, отмечаемый 6(19) января и восходящий своей традицией — очищением водой омовения — к древнеиудеискому обычаю. К. Иисуса Христа (Спасителя) называют Богоявлением по причине явления гласа Бога Отца и Св. Духа в образе голубя после того, как Иисус вошел в воды Иордана. В иконографии этого события центральное место отведено Иисусу, стоящему в водах Иордана, и Иоанну Предтече, возлагающему правую руку на чело Христа. Вверху изображают сегмент неба и исходящий из него луч со Св. Духом в образе голубя (символы присутствия Бога). По  другую  сторону от Иоанна Предтечи два или три ангела, держащие белые пелены и исполняющие роль служителей при К. В водах Иордана изображают иногда фигуры мужчины и женщины. Обнаженный мужчина повернут к Спасителю спиной; женщина полуобнажена и изображается обычно убегающей или, реже, уплывающей на рыбе (ср. библейское пророчество о Крещении: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять» (Ис. 113,3). Первые изображения К. известны на саркофагах V — VI вв.

КРУГ СЛАВЫ, м., т.ж. МАНДОРЛА (итал. mandorla — миндалина), ж. Фон из кругов (или эллипсов) различных тонов одного цвета: от темного (в середине) до светлого. В К. С. изображают Христа в таких сюжетах, как Преображение, Вознесение и Сошествие во ад, а также в Успении Богоматери; Богоматерь, возносимую на небо, в Успении; кроме того, в К. С. помещают поясные изображения святых в  настенной живописи.

КРЫЛЬЯ, мн. В иконописи: непременный атрибут в изображении ангелов, архангелов, серафимов, херувимов и некоторых святых (напр., Иоанна Предтечи в образе Ангела пустыни), а также в изображении змиев, чертей и т. д. За образец К. небожителей и святых принято крыло птицы (орла и ему подобн.), а К. темных сил изображаются по образцу К. летучей мыши. Стилизованные изображения перьев на К. первого типа принято называть папоротками. Когда расколеровка К. дается как бы в два слоя (основной верхний и выступающий из-под него нижний), слои называют соответственно папоротками и подпапоротками, причем последние имеют более светлую и цветистую рас-колеровку.

КРЫША, ж. В иконописи: верхняя поверхность здания, расписанная ромбами, чешуей зеленого, красного, золотистого и серебристого цветов. В зависимости от формы различают односкатную (1), двускатную (2), трех-, четырехскатную (3), щипцовую (4), шатровую (5), коническую (6), пирамидальную (7), купольную (8), луковичную (9), шлемовидную (10), цилиндрическую (11) и др.

КУЗОВ (тат. kuzau — вместилище), м. Складень, состоящий из киота с двумя створками на петлях, прикрепленных к его боковым стенкам. Киот обычно имеет сложное завершение со щипцом в вершине. Все сложные очертания створок повторяют контуры киота, чтобы створки его можно было, бы полностью закрыть. В киоте закрепляется главная икона, по сторонам ее вставляется рама, а в сложное завершение — доска с изображением праздников, избранных святых, тематически связанных с главной иконой. На створках также изображаются праздники и избранные святые. Наружные стены К. и его створок обтягиваются кожей или расписываются поли-хромным орнаментом.  

КУКУЛЬ, т.ж. КОКУЛЬ (греч. Κουούλα — капюшон), м. Островерхий головной убор схимников, функциональный аналог клобука с покрывалом у манатейных монахов. На К. схимников изображают крест или Голгофу и орудия страстей Господних.

КУПЕЛЬ (русск. купель — водоем, купальный сосуд), ж. Сосуд в виде большой чаши, изображаемый в сценах омовения младенцев в таких сюжетах, как Рождество Христово, Рождество Богоматери, а также в клеймах крещения младенцев житийных икон.

КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ (слав, купина — ежевика, русск. купина — куст, букет, сноп), ж. В Библии терновый горящий и несгорающий куст, в котором Иегова, Бог Отец, явился Моисею, призывая его к избавлению народа Израильского из Египетского рабства (Исх. 3, 2-4; Втор. 33, 16). В христианских Церковных песнопениях это Богоматерь, сохраняющая нетленность и девство по воплощении и по рождении Сына Божия, Иисуса Христа. Изображают К. н. в виде горящего куста или иконы сложной композиции. <…>

КУПОЛ (итал. cupola — купол), м. Наружное сооружение поверх свода барабана, которому придают формы полусферы, шлема или луковиц. Часто К. называют совокупность его с барабаном храма. К. покрывают керамической черепицей, деревянным лемехом, металлами, покрашенными масляными красками или сусальным золотом.  

КУРАНТ (франц. courant — бегущий), м. Инструмент конусообразной формы, выточенный из твердого камня или мрамора, стекла или фарфора, для растирания пигмента красок на плоской поверхности каменной плиты.

КУШАК, м. Пояс или опояска; широкая тесьма или полотнище ткани, иногда с бахромой по концам.                                   

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz