Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- М -

МАМВРИЙСКИЙ ДУБ, м. Обязательный элемент иконы Ветхозаветная Троица. Дерево, под которым, по Библейскому сказанию, совершается трапеза трех ангелов в долине Мамвре.

МАНДОРЛА (итал. mandorla — миндалина), ж. Условное изображение сияния, в котором пишут образ Христа, реже — Богоматери (напр., на иконе «Всем скорбящим радости»). Круглая М. — круг славы.

МАНТИЯ (греч. μαντιον), ж., т.ж. ПАЛИЙ, м. Длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте. Такая накидка из самой простой материи у первых христиан считалась символом отречения от дохристианских религий (идолопоклонничества). Впоследствии стала принадлежностью только монашествующих. По толкованию св. Германа, патриарха Константинопольского, символизирует крылья ангелов. В средневековой Руси монахи неукоснительно должны были облачаться в М. по выходе из келий, пока в качестве верхней одежды для преподобных не была учреждена ряса (взамен общегражданской одежды — однорядки с узкими рукавами). Архиерейская М. надевается поверх рясы, как и монашеская, — по покрою свободнее и длиннее монашеской. У плечей и внизу спереди М. нашиваются платы (скрижали) с крестами, однако на верхних скрижалях бывают и иконные изображения. На М. нашивается три ряда лент (во имя Св. Троицы) — т. наз. источники, или струи, которыми учитель черпает мудрость и благодать, передаваемую пастве. С XVIII в. в императорской М. с горностаевым мехом стали иногда изображать Александра Невского.

МАСЛЯНАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Тип живописи, нашедший применение в России с XVII в. Сначала ее использовали только для завершающих, лессировочных (прозрачных) слоев произведения, накладываемых поверх изображений, написанных темперными красками. Такое сочетание иногда используют и по настоящее время. Писать иконы полностью масляными красками начали с XVIII в. под воздействием приезжих западноевропейских художников. Традиционный левкас был заменен цветными тонкими    грунтами,  наносимыми на проклеенную поверхность доски иконной. Техника М. ж разработана на рубеже XIV—XV вв. во Фландрии братьями ван Эйками для станковой и настенной живописи. В качестве связующего используются специально обра-бо-танные высыхающие растительные масла (льняное, ореховое и др.). От времени изобретения до нач. XIX в. в масла обязательно добавляли смолы или природные бальзамы (капал, даммара, мастике, пихтовый и др.). Смолы, введенные в М. краски, придают твердость красочному слою, сохраняют фактуру мазка, повышают насыщенность цвета красок. Поверхность М. ж. покрывается масляным или смоляным лаком. В иконопись и настенные росписи в России М. ж. начала внедряться с рубежа XVII— XVIII вв. В конце XIX в. значительно потеснила традиционную темперу яичную в иконописи и стала доминирующей в настенных росписях храмов.

МАСЛЯНО ЛАКОВАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Тип живописи, в качестве связующего для красок которой используется масляный лак. В основном эта живопись, начиная с рубежа XIV-XV вв. до сер. XIX в., была постепенно вытеснена масляной живописью, поскольку краски, приготовленные для М.-л. ж., быстро твердеют еще до момента начала работы.

МАСЛЯНЫЙ ЛАК, м. Раствор смолы (капала, янтаря и др.) в высыхающем масле (льняной олифе и др.). Используется в качестве связующего в составе красок для масляно-лаковой живописи, а также для покрытия масляной и яично-темпер-ной станковой живописи —   иконописи.

МАФОРИЙ (греч. μαφοριον), м. Большое покрывало на голову, окутывающее почти всю фигуру. По краям украшен каймой и бахромой. М. Богоматери преимущественно багряного тона, чаще пурпурный (пурпур — символ патрицианства), с тремя символическими звездами — одна на лбу, две на плечах. М. надевается на голову, когда волосы забраны в чепец.

МЕДАЛЬОН (франц. medaillon — медальон), м. Произведение живописи или рельеф на основе, имеющей овальную или округлую форму, а также произведение, обрамленное овальной (округлой)  рамой.

МЕРИЛО, ср. Посох ангелов и архангелов.

МЕСТНЫЙ РЯД, м. Нижний ярус иконостаса (над цоколем), в котором размещены иконы с изображением Спасителя (справа от Царских врат), Богоматери (слева от Царских врат), а также местные иконы (вторая справа от Царских врат) с изображением святого или праздника, в память которых освящен престол. Вместо Спасителя и Богоматери в М. р. могут быть помещены иконы с изображением двунадесятых праздников, посвященных Спасителю и Богоматери. В М. р. входят северная (обязательно) и южная двери в алтарь, а также иконы, посвященные праздникам и святым, особо чтимым в данной местности.

МИЛОТЬ (греч. μηλωτή — овчина), ж. Одежда из шкуры овцы мехом наружу. В иконописи обычная одежда Иоанна Предтечи. Иногда неправильно отождествляется с власяницей.

МИНЕЯ (греч. μηνάϊον), ж. Под таким названием известны иконы и книги, в которых изображения святых и праздников расположены в порядке следования месяцев и дней каждого месяца. На иконах типа М. изображаются святые и праздники. Икону, посвященную отдельному месяцу, называют М. месячная (напр., М. на сентябрь). Если на одной доске (обычно с изображением в центре Воскресения Христова с сошествием во ад) размещены все двенадцать месяцев, икону называют  М.  годовая  или  М.  Всех Святых. Книги типа М. называют «Четьи минеи» (М. для чтения) и подразделяют на М. четьи месячные и М. общие; последние содержат краткие жития и праздничные службы на весь год в одной книге.

МИНИАТЮРА (франц. miniature, итал. miniatura — от лат. minium — киноварь, сурик), ж. В средневековых рукописях: изобразительные включения, поясняющие текст, и орнаментальные заставки, исполненные в технике яичной темперы. В иконописи: мелкие по размеру произведения живописи. В прикладном изобразительном искусстве: изделия и украшения небольшого размера.

МИРО (греч. μύρον — миро, умащение), ср. Благовонное растительное масло, чистое или с добавлением ароматических веществ. В странах Востока М. с древних времен использовали для умащения тела умершего. В христианской религии М., приготовленное по специальному рецепту, и освященное при участии высших иерархов церкви, принято называть М. святое; его используют в таинстве миропомазания, означающем соединение с   церковью.

МИТРА (греч.  — головная повязка), ж. В современном христианском обиходе — головной убор иереев при богослужении. Первоначально представляла собой широкую ленту, облегающую голову и завязанную сзади узлом. С течением времени приобрела форму шапки с открытым верхом. Митрополиты на Руси с XIV в. носили на голове белые клобуки (сферический колпак под покрывалом с наметками), а также М. — высокие округлые шапки с металлическим или меховым ободом вокруг головы. С XVIII в. по наши дни М. — высокая твердая шапка, плавно сужающаяся к ободу. Она богато украшена шитьем, драгоценными камнями или стразами, а также четырьмя-пятью иконками. М. патриарха вверху завершается   крестом.

МИШЕНЬ, ж. Нагрудная часть лат, фигурная или в виде собранных в круг орнаментальных элементов.

МОЗАИКА (итал. mosaico), ж. Особая разновидность живописи, в которой изображения образует набор из разноцветных стеклянных смальт, камней, имеющих различную естественную окраску и прочно закрепленных в отвердевшем известково-цементном растворе или в масляно-лаковой мастике, а иногда в воске (станковая М.).

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Произведения живописи, непосредственно связанные с архитектурным сооружением: настенная живопись, плафон, декоративное панно и др., и составляющие с ним единый ансамбль.

МУЧЕНИК (греч. μάρτυρος), м. В христианской религии: тот, кто жертвует своей жизнью за следование учению Иисуса Христа, который сам являет пример следования воле Отца Своего ради спасения человечества от грехопадения. В христианской Церкви мученичество последователей учения Христа укрепляет веру в православном народе. В иконописании обязательным символом изображаемого М. служит Крест в руке его. Иногда изображаются и орудия мучения отдельных святых: колесо, меч и т.д. МУШТАБЕЛЬ (польск. musztabel), м. Легкая палочка из крепкой древесины (дуб, бук и т.д.) с шаровидным окончанием, служащая опорой для правой руки художника. М. держат левой рукой, а закругленным концом опирают его о поверхность произведения живописи.                                

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz