Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- Н -

НАБЕДРЕННИК, м. Продолговатый прямоугольник на длинной ленте, символизирующий Евангелие — Слово Божие. Составляет часть облачения иереев. Располагается на правом бедре, поверх подрясника, причем лента перекидывается через левое плечо.

НАСТЕННАЯ ЖИВОПИСЬ, ж. Произведение живописи, исполненное непосредственно на специально подготовленной поверхности кладки стены, потолка или свода здания. Второе название Н. ж. — монументальная живопись.

НЕДРЕМАННОЕ ОКО, ср. Один из редких вариантов иконографии образа Иисуса Христа-Отрока (ср. Эммануил). Н. о. представляет собой символико-мистическую композицию, выделившуюся из клейм Лицевого Акафиста и получившую особенное развитие в стенописи балканских храмов XIV-XVI вв. Основной смысл иконы сосредоточен в тексте моления на вседневной полунощнице: «...помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даждь во смятение ноги Твоея, ниже вздремлет храняй Тя. Се не вздремлет, ниже уснет храняй...» В русской живописи, в отличие от балканской, ложе, на котором возлежит Отрок Христос, изображается не на пустынном фоне, а на фоне множества плодоносящих деревьев, символизирующих рай. К лежащему на одре Отроку с открытыми очами слетает ангел с орудиями страстей.

НЕРУКОТВОРНЫЙ УБРУС (русск. убрус — плат, полотенце), м., т.ж. НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА. Различаются два иконографических типа: Н. о. на плате или — крайне редко — на черепице — на каменной кладке (см. Иисуса Христа иконография) изображается без тернового венца (1), и Н. о. на плате с терновым венцом, с кровью и ранами (2). Православная церковь ежегодно, 16 (29) августа, отмечает праздник в память перенесения Н. о. (первый иконографический тип) из Едессы в Константинополь. Он представляет Христа периода проповедничества: лик обрамлен свисающими прядями и короткой бородой. Такой Н. о. обычно писали на воинских знаменах русских войск.
Второй иконографический тип представляет Христа периода шествия на Голгофу, после перенесенных им мучений и возложения на голову тернового венца, — он заимствован в XVII в. из католической иконографии. Дополнительными атрибутами Н. о. на плате являются ангелы, держащие Н. у. за верхние его углы. (Рис. 120.)

НЕ РЫДАЙ МЕНЕ, МАТИ, слвсч. Икона, сюжет ее иллюстрирует один из ирмосов канона на утрене великой субботы: «Не рыдай мене, мати, зрящи во гробе, его же во чреве без семени зачала еси сына; восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою, непристанно яко Бог, верою и любовию тя величающия». В средней части иконы изображен стоящим по пояс во гробе Христос со склоненной к правому плечу головой, глаза Его полуприкрыты. К правому Его плечу приникла Богоматерь (изображение Ее поясное, как и других дополнительных персонажей). Иногда за Христом помещается крест с надписью «Царь славы». За Богоматерью — плачущие жены. По другую сторону Христа — Иоанн Богослов и другие святые мужи. Вверху, над крестом, встречается изображение Нерукотворного убруса, несомого ангелами.

НИМБ (лат. nimbus), м. Сияние вокруг головы — знак Божией благодати в виде диска или световых лучей как символ духовной славы, изображаемый средствами живописи. В отличие от Н. обыкновенного, служащего общим знаком святости, внутри Н. над головой Иисуса Христа прямыми линиями обрисован Крест, внутри рукавов которого расположены буквы ωον или οων. Это  первые буквы слов «Азъ есмь Сый» («Я есть Истинный, которым Господь Саваоф назвал Себя из глубины Неопалимой Купины, когда Моисей спросил: «...как Ему имя?») (2 Моис. 3, 13-14). Первый порядок расположения букв типично русский (в русской иконописи). В греческой принят второй вариант, более древний. Н. Иисуса Христа с обозначением линий Креста принято называть «крестный нимб» или крестчатый. Внутрь окружности Н. над головой Спаса Благое Молчание введены линии восьмиконечной звезды: это символ Господа Саваофа, с которым Его изображают в Новозаветной Троице. С XVIII в. в русской иконографии Господа Саваофа иногда изображают в треугольном Н. — символ триединства — Троицы или Н. в виде двух квадратов, образующих восьмиконечную звезду. Один огненный (красный), свидетельствующий о божественности Господа, другой синий или сине-зеленый, знаменующий собой мрак непостижимости Божества. Поверх Н. на иконе часто закрепляют его повторение, выполненное из металла, иногда — из ткани, застеленной вышивкой из металлических нитей, жемчуга или (редко) из резной золоченой (по левкасу) древесины: такие украшения называют венцами.

НОВОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА, ж. Один из неканонических иконографических типов Троицы: изображаются Бог Отец, Бог Сын и Дух Святой в образе голубя. В российской иконографии появляется с сер. XVIII в. под влиянием католицизма. В верхней части композиции, в центре, изображается Дух Святой в образе голубя, в средней части с правой стороны от зрителя — Саваоф, с левой — Христос, сидящие на облаках (реже — на престолах в виде парадных кресел; есть случаи, когда кресло для Христа свободно, а Он приближается к нему в день Вознесения). В основу этого изображения легло стремление изобразить Господа Иисуса Христа по вознесении Его, восседающего одесную Отца. Изображение Бога Отца помещают обычно в правой части иконы в образе старца, сидящего на престоле или  облаках, в царственных одеждах или гиматии и хитоне; Он в левой руке держит державу, а в правой, иногда, вместе с Христом, — шар Вселенной, завершенный крестом. Правой рукой Он обычно благословляет Христа. Голова окружена восьмиконечным нимбом, вписанным в круг. Христос в обычных одеяниях с крестчатым нимбом. Вверху Святой Дух в образе голубя. В иконографии этого сюжета, . как и в Отечестве, третье лицо Троицы — Святой Дух — менее заметно.

НОВЫЙ ЗАВЕТ, м. Совокупность канонических священных текстов, основу которых составляет Евангелие и 23 дополнения к нему. Вместе с Ветхим Заветом образует Библию. Евангелий четыре (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), это т. наз. Четвероевангелие. Двадцать три канонические части Н. 3. следующие: Деяния святых апостолов, семь Соборных посланий апостолов: Иакова (одно), Петра (два), Иоанна (три), Иуды (одно); четырнадцать посланий апостола Павла и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

НОГОВИЦЫ (слав, ногавица — штанина), мн. Часть обуви, прикрывающая голень, иногда и колено (см. Воина одежда и снаряжение).

НОЖНЫ, мн. Футляр для меча, сабли и др. подобного холодного оружия (см. Воина одежда и снаряжение).                               

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz