Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- О -

ОБРАЗ, м. См. икона.

ОБРОН,  м.  Термин  русских  ювелиров: особый прием глубокой резьбы по металлу, исполняется  штихелями. Используется для углубления фонов  в сочетании с др. приемами ювелирной обработки деталей окладов икон.

ОБШЛАГ, м. Пришитое к краю рукава лентообразное завершение по всей его ширине (напр., у далматики, стихаря и т. п.). Иногда О. сужает (собирает в складки) рукав у запястья (напр., рукав туники); внешне похож на поручъ.

ОГЛАВНАЯ ИКОНА, ж. Икона, на которой изображена только голова до плеч.

ОДИГИТРИЯ (греч. Οδηγήτρια — путеводительница), ж. Икона Богоматери с Младенцем, изображаемой стоящей, сидящей на престоле. В поздневизантийском и русском искусстве О. изображается преимущественно поясной. На Руси О. получает распространение еще в эпоху Киевского государства. Русские варианты иконографии О. по месту создания соответствующих икон или на основании легенд о чудесном их появлении получили названия Богоматери Смоленской, Богоматери Тихвинской, Богоматери Грузинской, Богоматери Иерусалимской, Богоматери Иверской, Богоматери Семиезерской и др. Богоматерь Смоленская является наиболее торжественным типом поясной О. Изображается чуть повернутой вправо к Младенцу, правая рука перед грудью, левая поддерживает благословляющего Младенца; голова Младенца изображается строго анфас. По церковному сказанию, древнейшая О. была привезена на Русь из Византии в XI в. и с нач. XII в. находилась в Успенском соборе Смоленска. В XV в. икону привозили в Москву, где с нее был сделан список. После присоединения Смоленска к Московскому государству в перв. четв. XVI в. в Москве построен Новодевичий монастырь с храмом, посвященным иконе Богоматери Смоленской.

ОЖИВКИ, мн. Термин русских иконописцев: завершающие процесс иконописи белые линии и кавычки, накладываемые поверх охрений; в личном письме их называют движками.

ОКЛАД, м. Накладное украшение, прикрепленное к иконе поверх красочного слоя. Изготовлялись преимущественно из металлов, из низанного жемчуга и бисера, иногда из золотого шитья, даже из резного золоченого дерева. О. прикрывают отдельные части или всю поверхность живописи, кроме лица, рук и ног. Состоят из венца, рамы, ризы, фона, цаты и украшений в виде дробниц, плашек, запон, рясно и т. п. Техника металлических окладов: басма, зернь, канфарка, контрэмаль, ленточная или сканная перегородчатая эмаль, оброн, перегородчатая эмаль, скань, фольга (рельефная и прорезная), чеканка, чернь, эмалевые расписные накладки, эмаль. Шитые О. из тканей, а также резные золоченые из дерева встречаются сравнительно редко.

ОЛИФА (лат. oleum — масло), ж. Высыхающее растительное масло, освобожденное от слизи и других примесей, прогретое или прокипяченное. Иногда в нем распускают сиккатив (минеральный окислитель: свинцовый сурик, резинат кобальта и др.) для ускорения высыхания — отвердения, окисления О. — или же твердую смолу (янтарь, капал и др.). В иконописи используется для создания на поверхности красочного слоя тонкого твердого защитного слоя.

ОЛИФЛЕНИЕ, ср. Завершающий процесс в иконописи — нанесение тонкого слоя олифы для создания защитного слоя, который предохраняет красочный слой яичной темперы от неблагоприятных внешних (атмосферных) воздействий, а также для закрепления красочного слоя и усиления яркости живописи.

ОМОФОР (греч. 'Ομόφοριον), м. Длинная широкая полоса из ткани, возлагаемая на плечи архиерею поверх всех облачений. Располагаясь на плечах, она опускается концами спереди и сзади. О. символизирует заблудшую овцу (т. е. наше естество), которую взял на свои плечи Спаситель. Это означает, что архиерей в церкви являет собой образ Христа Спасителя, искупившего грехопадение человечества своим подвигом, и имеет попечение о вверенной ему пастве. Аналогичный смысл (попечение) имеет О. на распростертых руках Богоматери в сюжете Покрова.

ОПИСЬ, ж. Термин русских иконописцев: прорисовка темно-коричневой краской черт лица, контура головы  и др. деталей тела.

ОПЛЕЧНАЯ икона, ж., на которой изображены только голова и плечи святого.

ОПЛЕЧЬЕ, ср., т.ж. ОПЛЕЧНИК, м. В иконописи: часть одежды или доспехов, воспроизводящая украшение, которое покрывает плечи персонажа (см далматика, стихарь, туника).

ОПУШЬ (русск. – край, окаймление), ж. Тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного к цвету или позолоте поля.

ОРАНТА (греч. Oύραντα), ж. Образ Богоматери, олицетворяющий заступницу Мира и одновременно ежедневную молитву христианской церкви, окончательно складывается в VI в., в результате длительной эволюции начиная с IV в., когда образ девы с поднятыми в молитве руками олицетворял душу умершего. Богоматерь О. изображается в тунике, перехваченной поясом. Голова поверх чепца прикрыта большим длинным ма-форием; ранняя иконография предполагает орарь, одетый на шею.

ОРАРЬ (греч. Oράριον — смотрю, стерегу, наблюдаю), м. Узкая длинная лента из плотного материала с кистями и каймой по краям, часть облачения диакона (иподиакона, архидиакона). Знаменует благодать первой (начальной) степени священства, знак служения братиям во Христе. О., подобно епитрахили, имеет на концах одну поперечную полосу — знак отречения от земных страстей.

ОРНАЛМЕНТ (лат. ornamentum — украшение), м. Узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических, стилизованных элементов фауны и флоры, служащий для украшения предметов прикладного искусства, архитектурных  сооружений.

ОРУДИЯ СТРАСТЕЙ, мн. Предметы крестных мук Иисуса Христа: крест, на котором был распят Спаситель, копие, которым воин пронзил распятого, желая удостовериться в Его смерти, губка на трости (на палке), которая была смочена уксусом, чтобы смочить Ему уста. Иногда к ним добавляются гвозди, плеть, терновый венок и т. п. Изображают их несомыми ангелами на иконах Страстной Богоматери, в сюжете Недреманное око, по сторонам Креста, Распятия и т. д.

ОСНОВА, ж. Одна из главных составных частей произведения живописи. В станковой живописи (иконописи) эго доска, холст, металлическая пластина; в монументальной — кладка стены, потолка, свода (бревно, доска, кирпичная или каменная кладка, покрытая штукатурным слоем и  грунтом под   живопись).

ОТБОРКА, ж. Термин русских иконописцев: один из приемов охрения: моделировка тонкими светлыми короткими линиями-штрихами выпуклых черт лица и открытых частей тела.

ОТБОРКА В РОГОЖКУ. Термин русских иконописцев: моделировка тонкими штриховыми линиями, положенными в сетку, высветленных (освещенных) черт лица и частей тела. Прием характерен для русской иконописи начиная с кон. XVIII в.

ОТЕЧЕСТВО, ср. Одно из неканонических изображений Св. Троицы: на престоле в белых одеждах старец — Бог Саваоф, на коленях которого Христос в образе отрока; Дух Святой представлен белым голубем в лучах, исходящих из уст Саваофа, или окруженным сферою, которую держит Отрок-Христос. Как самостоятельная икона встречается в храмах крайне редко, но иногда занимает центральное место в верхнем ряду икон иконостаса — праотеческом чине. Изображение Саваофа неоднократно запрещалось православной Церковью начиная с VII Вселенского собора (787 г.), что подтверждено в России Великим Московским собором в 1655 г.

ОТСТОЙ, м. В соответствии с терминологией русских иконописцев осадок золота, серебра иди алюминия, растертых в порошок с нужным количеством гуммиарабика (или камеди другого водорастворимого вещества), получаемый в результате отстаивания порошка металла: твореное золото, серебро, алюминий.

ОХРЕНИЕ, ср. Термин русских иконописцев: один тонко положенный слой краски охристого тона, а также совокупность слоев  моделировки  высветленных частей лица или обнаженных частей тела. Различаются в основном две манеры О.: плавью или в отборку. Иногда — в соответствии с прежним названием краски (вохра) — употребляется термин вохрение.                             

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz