Сайт иконописца Вершинина Сергея
     
Сайт иконописца Вершинина Сергея
 

 

 

 

 

                       



Главная

Иконы

Росписи

Иконостасы

Рисунок

Библиотека

Гостевая книга

Поиск

  

 



 

 

 

Линия


Филатов В.В.

Краткий справочник иконописца

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

- П -

ПАВОЛОКА (русск. паволока — покрывало, чехол, пелена, покров), ж. Обычно ткань, реже, в последующее время, — бумага, наклеенная на всю поверхность доски иконной (сплошная П.) или на отдельные ее части (частичная П.), подвергающиеся деформации в результате растрескивания на местах склейки досок, на плоскости у нижнего или верхнего поля, вблизи от сучков. Изготовлялась из льняных, пеньковых, позднее — хлопчатобумажных тканей; переплетение нитей в тканях обычно полотняное, реже — саржевое (диагоналевое) или фасонное — с рисунком, вытканным из нитей основы и утка. Иногда использовалась ткань с напечатанным на ней красками рисунком («набойка»).

ПАЛАТЫ (русск. палата — дворец), мн. Различные архитектурные сооружения, кроме церковных. Условные, упрощенные формы П. ранних памятников соответствуют строгим архитектурным формам времени. Сложные, подчас фантастические сочетания разнообразных архитектурных деталей характерны для произведений XVI в.; в XVII в. в произведениях иконописи отражаются формы пышной архитектуры стиля барокко; в XVIII в. строгость архитектурных форм сочетается с традиционными ранними формами; в XIX в. традиционные элементы часто сочетаются нелогично, превалирует декоративность и орнамент: формы преимущественно  башеннообразные  с плоскими (восточными) или двускатными крышами, шатровыми шпилями, с бочкообразными и арочными завершениями. Особенно островерхие кровли, шатры и шпили с башенками-«минаретиками» были распространены на иконах XVII в. Дверные и оконные проемы различной формы придают П. условную объемность. Колонны, как правило, прямые и дутые, с условной трактовкой светотени, имеют различные базы и капители, отражающие реальные формы архитектуры. Лестницы чаще всего с балясинами. Вычурные карнизы и картуши свидетельствуют об ориентации на барокко. До XVII в. верха П. и башен часто соединяет перекинутая между ними ткань — велум. Завесы и решетки в дверных проемах изображаются во все века. Фигуры, расположенные на фоне П., обычно символизируют персонажей, находящихся внутри помещения.  (Рис. 130, 131.)

ПАЛИЙ (греч. πάλλευκος — белоснежный, совершенно белый), м. Длинная, без рукавов накидка преподобных (манатейных монахов) темного цвета с застежкой только на вороте, опускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу; символизирует ангельские крылья преподобных. См. мантия.

ПАЛИЦА (русск. палица — большой острый меч, дубина, палка и т.д.), ж. В облачении священников: четырехугольный плат с изображением креста или шестикрылого херувима. Изображается на правом бедре облачения архиереев. Символизирует духовный меч — Евангелие как слово христианского учения, которым всегда должен быть вооружен носитель высокого сана духовенства.

ПАНАГИЯ (греч. Παναγία— всясвятая), ж. Тип Богоматери с воздетыми для моления руками; на лоне (груди) Ее — поясное изображение Христа Эммануила, получает распространение на печатях XI—XII вв. То же название имеет просфора, из которой во время проскомидии изъята частица в честь Пресвятой   Богородицы.  П.,  или    энколпионом, также называется нагрудный знак иереев, носимый на груди на цепочке. Это же название распространяют иногда на икону Богоматерь Знамение, или просто Знамение. Богоматерь, изображенную в рост (типа Оранты) с Эммануилом в круге на ее груди, называть принято Великой П. — Παναγία.

ПАНЦИРЬ (итал. pancia — живот), м. Часть лат из кожаных или металлических пластинок, скрепленных для подвижности колечками; рассчитан на прикрытие торса, верхней части рук или ног

ПАПЕРТЬ (русск. притвор), ж. Внешний притвор, площадка, на которую ведут несколько ступеней. Ее догматический смысл — духовное возвышение {храма среди окружающего мира).

ПАПОРОТКИ (русск. крылышки), мн. Перья основной поверхности крыла, выполненные в стилизованной манере с особой моделировкой цвета. См. подпапоротки

ПАРАМАН (греч. παράμαντιον), м., т.ж. АНАЛАВ. Четырехугольный плат с изображением креста, носимый монахами поверх подрясника {власяницы, хитона) на спине под мантией.

ПАРСУНА (лат. persona — личность, особа), ж. Искаж. «персона»: название портрета в России со втор. пол. XVI в. Первые П. исполняли в технике яичной темперы на досках, как иконы (Иоанна IV, Скопина-Шуйского), а на рубеже XVII-XVIII вв. — уже и в настенной живописи (царь Михаил Романов и др.). П. также называли портреты, выполненные в технике масляной живописи художниками в России кон. XVII-перв. пол. XVIII в.

ПАТИНА (итал. patina), ж. Пленка различных оттенков, естественно образующаяся на поверхности слоя олифы, лака (иногда искусственно затемненных) и непосредственно на поверхности незащищенного красочного слоя живописи. На поверхности изделий из металлов П. называют легкий слой естественной или искусственной коррозии.

ПАУЗА, ж. Термин русских иконописцев: узелок-тампон из редкой (миткалевой) ткани, наполненный толченым углем, порошком охры (красной) или мелом для перевода рисунка посредством периодического постукивания узелком — припороха.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage), м. В иконописи до XVII в.: изображение элементов природы — как правило, горок и условно трактованных растений. В XVII в. постепенно появляются ландшафтные мотивы на фоновой части икон и настенной живописи: холмы, деревья, дома, крепости и т.д., причем каждый из этих элементов трактуется весьма реалистично.

ПЕЛЕНА, ж. В церковном обиходе: ткань прямоугольной формы, подвешиваемая под иконы, с вышитым на ней Крестом или сюжетом, соответствующим иконе, под которую ее подвешивают.

ПЕРВОСВЯЩЕННИК, м. Глава и начальник священников иудейской церкви (Втор. II 19, 11). Посвящение в сан П. совершалось по особому обряду и отличалось обильным возлиянием миро на главу. Одежда П. была более величественной и дорогой по сравнению с одеждой простых священников.

ПЕРВОСВЯЩЕННИКА ОБЛАЧЕНИЕ, ср. Длинное облачение: подир голубого цвета, эфод — короткая верхняя одежда с поясом и золотыми застежками на плечах, на каждой из которых по камню ониксу с вырезанными именами двенадцати колен израильских, нагрудник с голубыми шнурками и золотыми кольцами с двенадцатью драгоценными камнями, на которых также вырезаны имена двенадцати колен израильских, кидар — головной убор, на передней части которого золотая дощечка с надписью «Святыня Господня».

ПЕРЕВОД, м. Термин русских иконописцев: снятый на бумагу с живописного изображения графический рисунок, контуры изображений на котором исполнены черной краской, а пробел и охрение — красно-коричневой. На бумаге рисунок обычно получают посредством оттиска, для чего поверх олифной пленки иконы прорисовывают изображение в два тона — краской, разведенной легко размокающим связующим (патокой, сахаром и т. п.). Лист бумаги увлажняют и плотно притирают к прорисовке, получая в результате «обратное» изображение. Этим П. отличается от   прорисей.

ПЕРЕВЯЗЬ, ж. Ткань, перекинутая через плечо воина (см. Воина одежда и снаряжение) поверх лат или перехватывающая латы на уровне груди и завязанная на груди узлом.

ПЕРЕМАЛЁВКА, ж. Термин русских иконописцев: второй слой в писании лиц и обнаженных частей тела масляными красками во «фряжской» манере. Наносится сравнительно светлыми и яркими красками для моделировки выпуклых частей тела и черт лица по светотеневому подмалевку.

ПЕРСОНАЖ (франц. personnage — особа, личность, действующее лицо и т. п.), м. Человек или небожитель (Бог, ангел и т. д.) в иконописи и настенной живописи.

ПЕРСПЕКТИВА (лат. perspecto — ясно вижу), ж. В живописи П. имеет два способа изображения предметов и пространства на плоскости: линейное и цветовое. Линейная П. — проекция на плоскость очертаний предмета, находящегося в пространстве. Подразделяется на прямую и обратную П. Прямая линейная П. в сочетании с воздушной П. составляет основу т. наз. «фряжского» письма в России, при котором размеры и цветовая яркость предмета обусловлены приближенностью или удаленностью его от зрителя, стоящего перед плоскостью произведения живописи. Оба способа изображения мира в произведениях графики и живописи сложились в Италии в XV в. на основе научных изысканий Леонардо да Винчи и его современников. Обратная П. присуща приемам изображения объекта, воспринимаемого зрителем с нескольких точек зрения, как бы выражая его движение в условном пространстве, что соответствует постепенному развертыванию изображаемого события, его повествовательности. Поэтому предметы изображаются не только фронтально, а с боковыми их сторонами — согласно мысленному движению зрителей по поверхности произведения живописи: иконы, настенной живописи, миниатюры.

ПЕРСТОСЛОЖЕНИЕ, благословляющее. Каноническое взаиморасположение пальцев для благословления предстоящих перед иерархом христиан. П. изображается в иконописи и исторически имеет два положения пальцев. Первое, более раннее: мизинец распрямлен, он обозначает букву «1»; подогнутый безымянный палец почти соприкасается с большим, как бы образуя — «С», а выпрямленный указательный с подогнутым средним — букву «X». Таким образом, читаются инициалы — IC XC. Второе, более позднее: три соединенных пальца (мизинец, безымянный и большой) символизируют Триединое Божество — Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой), два соприкасающиеся пальца — средний и безымянный — символизируют два естества Иисуса Христа — Божеское и человеческое. В иконописи благословляющее П. обязательно для Иисуса Христа Вседержителя, святителей (напр., Николая Чудотворца и др.), преподобных (Сергия Радонежского и др.), их изображения благословляют молящихся на их иконы.

ПЕЩЕРА, ж. См. Вифлеемская пещера.

ПИГМЕНТ (лат. pigmentum — краска), м. Однородный порошок минеральных (природных и синтетических) и органических (естественных или синтетических, осажденных на минеральную основу) соединений различных цветов. При перемешивании со связующими образует краски для живописи и малярных покрасок.

ПЛАВЬ, ж. Термин русских иконописцев: жидкий слой   краски, накладываемый на все элементы композиции. Края слоя П. — в отличие от пробела — растушевываются. Пейзаж или одежда и др. элементы проплавляются один-два раза, а голова человека и обнаженные части тела пишутся несколькими слоями П. поверх санкиря.

ПЛАТ (русск. плат — лоскут) м. Ткань прямоугольной формы как основа Нерукотворного убруса Иисуса Христа. Посредством П. без изображения священники поддерживают Евангелие. П. малого размера называется   ширинкой.

ПЛАФОН (франц. plafond — потолок), м. Живопись или декоративная роспись (иногда в сочетании с рельефами), исполненная непосредственно на грунтованной поверхности потолочного перекрытия или на холсте, монтированном к перекрытию.

ПЛАЩ, м. Верхняя одежда воина (см. Воина одежда и снаряжение) из прямоугольного отрезка ткани, скрепленная запоной на плече или на груди. Иногда в описании костюма воина используют древнерусское название П. — корзно. Прототипом П., корзна и полументума была античная   хламида.

ПЛАЩАНИЦА (русск. плащаница — погребальные пелены, покрывало, полотно), ж. Сокращенное название Св. плащаницы, на которой красками или разноцветными нитками (шитье лицевое) воспроизведено оплакивание Богоматерью, учениками, Силами небесными тела Христа перед Его погребением.

ПЛЕТЕНКА, ж. Орнамент из переплетающихся стеблей, линий.

ПОВОЙ (русск. повой — повязка, пелена, укрой), м. Русский женский головной убор — повязка из куска ткани, пелена, обвитая поверх волосника.

ПОДБИВКА, ж. Термин русских иконописцев: один из приемов иконописи и современной палехской живописи — наложение полутонов плавью на «личные» части изображений.

ПОДИР (др.-евр.), м. Длинная одежда ветхозаветных первосвященников. Обычно голубого цвета; подол расшит орнаментом — «яблоками» или гранатами с позвонками между ними, которые звоном извещали народ о входе первосвященника. П. соответствует стихарь или подризник христианских священнослужителей (см. соответствующие статьи).

ПОДЛИННИКИ Лицевые, мн. Собрание бумажных листов с прорисями и переводами, используемых как подсобный материал для иконописания; собрание включает изображения святых, а также сюжетных композиций —с указанием их имен или названий, а также дней прославления в календаре года (Минеи лицевые и четьи), с кратким описанием одежд и их цвета и т.д. Самый ранний из сохранившихся П. л. — «Строгановский иконописный лицевой подлинник» XVI в. (издан в 1869 г. в Москве).

ПОДМАЛЁВОК, м. Первый слой красок, наложенный по рисунку. См. роскрышь.

ПОДНОЖЬЕ, ср. Предмет в виде отдельной возвышенной ступени или низкой скамеечки, изображаемый под ногами Христа, Богоматери, Евангелистов и избранных святых, сидящих на тронах-престолах или скамьях.

ПОДОКЛАДНИЦА, ж. Термин русских иконописцев: русский народный примитив XIX—XX вв., на котором изображения прорисованы контуром по грунту или с плоскостно прокрашенными частями одежд, причем полностью изображены только головы, руки и ноги, т. е. части, которые не закрывает оклад. (Рис. 137, 138.)

ПОДПАПОРОТКИ, мн. Перья нижней части крыла, выступающие из-под папоротков и выделяемые светлыми яркими тонами.

ПОДПЛАВИТЬ, глаг. Термин русских иконописцев, прокрыть теневые или световые части элементов живописи для условного подчеркивания объема (см. плавь).

ПОДРИЗНИК, м. Нижняя богослужебная одежда священников и архиереев, надеваемая на подрясник из светлой материи. Рукав узкий, т. к. поверх него надевается поручь. На каждом рукаве по одному шнурку, которым рукав стягивается у запястья. Шнурок символизирует путы, которыми были связаны руки Христа, ведомого на суд.

ПОДРУЧНИК, м. Термин русских иконописцев: приспособление в виде маленькой скамеечки (30x6x4 см) для упора руки во время работы над   иконой.

ПОДРЯСНИК, м. Длинное, до пят, одеяние с наглухо застегиваемым воротом и с длинными узкими рукавами. У монашествующих он черного цвета, у белого духовенства — различных цветов.

ПОДСАНКИРИТЬ, глаг. Термин русских иконописцев: ровно покрыть участок левкаса под изображение головы и тела тонким слоем красочной смеси.

ПОЗЁМ, м. В нижней части иконы условное изображение земли в один или два тона, обычно зеленых, редко коричневых. Иногда, особенно в иконах новгородского круга, украшен несложными орнаментальными формами (позем «ковриком»),

ПОКРОВ, м. Праздник православной Церкви, отмечаемый 1 (14) октября. Установлен в память о событии X в. — спасении византийской империи от вторжения сарацинов. В константинопольском Влахернском храме во время всенощного бдения Андрей Юродивый и его ученик Епифаний увидели Богоматерь в окружении ангелов и святых, стоящую на воздухе. Она, молясь о мире, держала над прихожанами покров. Православная Церковь чтит этот праздник как одно из проявлений заступничества Богородицы за весь мир. Иконография П. была разработана на Руси в XIII в. С XIV в. известны несколько иконографических типов: наиболее распространены два — т. наз. новгородский и ростово-суздальский. В новгородских композициях Богоматерь изображается на фоне внутренней стены алтаря с поднятыми руками. Над головой Ее ангелы держат киноварный покров, над покровом — благословляющий Христос, внизу — закрытые Царские врата, справа от них Андрей Юродивый и Епифаний, слева Иоанн Предтеча и апостолы. По ростово-суздальскому переводу, в дальнейшем и московскому, Богоматерь изображается на фоне храма. Покров (обычно в форме омофора) Она держит в руках. Кроме групп апостолов, Андрея Юродивого и Епифания здесь изображается стоящий на амвоне Роман Сладкопевец — автор ряда песнопений, посвященных Богоматери.

ПОКРОВЕЦ (русск. уменьшит, от «покров» — кровля, покрывало, сень), м., т.ж. СУДАРЬ, м. Предмет церковного обихода из ткани прямоугольной формы, небольшой плат, на котором вышиты сюжеты в зависимости от его назначения. Напр., Агнец для покрытия просфор на дискосе.

ПОЛЯ ИКОНЫ, ср. Обрамление доски иконной, возвышающееся над ковчегом или выделяемое цветовой отводкой на поверхности плоско обработанной доски однотонной каймой. По внешнему краю поля иногда — краской другого цвета — делается второе, тонкое, обрамление, т. наз. опушь.

ПОЛИМЕНТ (греч. πολυμελης, — составной, сложный), м. Красно-коричневый состав для листового золочения сусальным золотом, состоящий из красной глины («армянского болюса»), которая не содержит песка, а также из мыла, пчелиного воска, китового жира и специально приготовленного белка куриного яйца. Золочение на П. в русской иконописи употребляется с нач. XVII в.

ПОЛИПТИХ (греч. Πολέος, — многосложный). См. складень, диптих, триптих. Особый

ПОЛИОТАВРИЙ  (греч. Πολυσταυρος — многокрестие), м. Крестчатая фелонь, богослужебное облачение епископов, митрополитов, патриархов (в П. обычно изображается Св. Николай). До XII в. — облачение только патриархов, с XV в. для митрополитов заменен саккосом. С 1705 г. саккос становится обязательным для всех архиереев. В живописи такая историчность не соблюдалась: напр., русских митрополитов XII-XIV вв. в живописи XVI и более поздних веков изображали в саккосах. 

ПОЛОТЕНЦЕ, ср. В настенной живописи: декоративное изображение в виде орнаментированной ткани, помещаемое под нижним рядом тематической росписи.

ПОЛУМЕНТУМ (греч. πολυμελης), м. Длинный плащ с клавусом, на плече скрепляется фибулой, одежда византийских императоров и придворных высокого ранга. В русской иконописи с П. изображают Св. Георгия, Димитрия, иногда библейских царей.

ПОНОВЛЕНИЕ, ср. Реставрация в старом ее понимании: как совокупность приемов (в том числе тех, которые были запрещены в XX в.), нацеленных на удаление обветшавших и разрушающихся частей произведений живописи, а также в полном воссоздании утраченных частей. Напр., удаление разрушающегося грунта вместе с находящейся на нем  живописью и замена их новыми; удаление с поверхности живописи загрязнений, а также защитного — покровного — слоя олифы и лака вместе с верхними слоями живописи; нанесение красками прописей с целью восстановления утраченных изображений; реже — воссоздание произведения заново поверх померкшего загрязненного слоя живописи без его промывки. К П. также относится написание поверх старого произведения  живописи нового, в соответствии с господствующим стилем эпохи. Такая система П. способствовала сохранению первоначального произведения, поскольку предполагала создание слоя сплошной   записи.

ПОРУЧИ, м., т.ж. НАРУКАВНИКИ, мн. В облачении священников: манжета с Крестом и шнурком. Надевается на запястье, поверх рукава подризника или подрясника, и зашнуровывается. Крест знаменует Божью силу, крепость и мудрость, необходимые священникам для совершения Божественных таинств.

ПOСOX, м., т.ж. ЖЕЗЛ, м. Знак власти у высшего духовенства. Состоит из стержня, «яблока» и навершия — рукояти. Его прообраз — пастушеский П. в виде длинной палки с закругленным верхним концом, придававший Моисею чудодейственную силу.

ПОТИР (греч. Ποτιμος — чаша, сосуд для питья), м. Церковная чаша со Св. Дарами для причастия. Прообраз П. — чаша, которую Христос во время Тайной вечери передал Своим ученикам со словами: «Пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 27-28). Изображаемый в руках Иоанна Предтечи П., в котором возлежит Младенец в крестчатом нимбе, — символ христианской жертвы, Агнец Божий.

ПОХОДНАЯ церковь, ж., т.ж. походный ИКОНОСТАС, м. Своеобразное иконографическое решение иконостаса, устраиваемого для совершения богослужений вне церкви, напр, в военном походе. По устройству обычно представляет собой полиптих, состоящий из центральной части (широкой доски иконной) и пристроенных к ней на петлях створок-досок, в два раза уже центральной. По горизонтали все доски разделены на три-четыре ряда, что соответствует рядам иконостаса (отсутствует только местный ряд, устанавливаемый в церквях). Таким образом, нижний ряд П. ц. посвящается деисису, в центре которого Спас в Силах или Царские врата; второй ряд снизу — праздничный ряд; третий — пророческий, в центре которого — Богоматерь Знамение.                           

<<< Вернуться к предисловию книги
<<< Вернуться в библиотеку

 
© Вершинин С., 2007
Hosted by uCoz